Всё, что вы хотели узнать про «Сириус», но боялись спросить

С 1 по 24 апреля 2016 года сын был в образовательном центре «Сириус» в Сочи. На сайте центра полезной информации очень много, фотографии, разные памятки для родителей, мы всем этим активно пользовались. Попал ребенок туда как призер олимпиады Максвелла - аналог Всероса по физике для 7-8 классов. Ребят собирали со всей страны.

Совершенно классное место! Ребенок, когда звонил домой, чтобы что-то рассказать, просто пищал от восторга, и правильно - дали человеку попробовать правильной физтеховской жизни - много физики и много физкультуры (сын считает, что нужно было бы еще больше), чтобы здоровья хватило на эту самую физику. Ну и в качестве маленького бонуса - 6-разовый шведский стол.

А когда возвращался - уже ехал с папой из аэропорта - я ему как раз позвонила. Спрашиваю: «ну как, доволен?». Отвечает: «нет, не доволен». Ну, думаю - опять сейчас будет плакаться, что пролетел мимо призерства. «Нет», - говорит, - «это я из «Сириуса» уехал».

Домой приехал - часов пять, наверное, вещал непрерывно, рассказывал обо всем: и о занятиях физикой, и о спортивных занятиях, об экскурсиях, о других событиях, о ребятах. Показывал сувениры, показал пачку домашних заданий, показал общую тетрадь в 48 листов, полностью исписанную физикой, еще и поместилось не все. Фотографий было не много, зачем-то он догадался взять с собой неадекватный фотоаппарат.

Вставали они в 7:00, шли на зарядку: или бег 3.5 км, или турники, или просто зарядка - по выбору. Сын предпочитал бег, но и подтягивался тоже иногда, во всяком случае, после «Сириуса» подтягиваться стал больше. Потом в 8:00 завтрак... Ну, я уже говорила - шведский стол. Когда Данила перечислил мне, что он съедал на завтрак, я задумалась - а, может, я его недокармливаю? Может, он недоедает? Потому что объемы домашнего и тамошнего завтраков совершенно несопоставимы.

Кормили их хорошо - всякие йогурты, актимели, соки, каши, готовили тоже вкусно, выпечка разная и вообще все, что угодно, только пиццы не было. Никаких конфет и газировки, даже на экскурсиях покупать не разрешалось. Я с таким подходом согласна - респект и уважуха.

Потом в 9:00 занятия. На сайте что-то писали насчет табелей с оценками, но обычной школьной учебы не было, табеля тоже, соответственно, не привез. Возможно, она предусмотрена для спортсменов и разных музыкантов, чтобы они хоть как-то учились. А про яйцеголовых, наверное, считают, что они и так справятся. Ну, в принципе, правильно, сын, как приехал, за неделю подогнал домашку.

Так вот, их учили в основном физике. Зато много. Часов по 6 в день. А как-то в субботу, кажется, поближе к олимпиаде, они занимались физикой, по его подсчетам, около 10 часов. Мы ему как раз в этот вечер позвонили в 23:15. Он уже спал - единственный раз, когда разговаривать с нами особо не хотел, хоть сам и велел звонить после 23:00, он в это время включал свой мобильник, пользовался им в только в качестве будильника - ну, понятно, подустал наверное.
И еще иногда были лекции по биологии, истории, химии, литературе. И было одно занятие по английскому.

В перерыве был 2 завтрак. Занимались до обеда. Обед с 13:25 до 15:00, вот в обед была и пицца тоже, кроме всего прочего. Но в детских интересах было поесть побыстрее, чтобы сбегать на площадку, потому что в перерывах был спорт - волейбол, большой теннис, баскетбол, футбол, один раз сыграли в пионербол. Еще можно было играть в настольный теннис или сидеть в библиотеке.

В 15:00 начиналось следующее занятие и шло до 17:00. Потом полдник, потом еще одно занятие до 19:00-19:30. Потом ужин. Потом могла быть еще лекция, а если было свободное время, то шли на площадку или могла быть экскурсия. Т.е. реально был занят весь день всякими интересными занятиями, хотя сын хотел бы, чтобы больше оставалось времени на спорт.

Там есть СПА - разные бани, в рамках этого были занятия в бассейне, плавали, играли в водное поло. Регулярно ходил на массаж - он это любит после спортивных занятий.

Еще он побывал в медпункте после спортивной травмы. Ему на палец побрызгали охладителем. А еще им меряли температуру в начале смены - не как обычно, под мышкой, а подносили ко лбу и сразу получали ответ.

Еще были экскурсии. Сын пищал от восторга. Они побывали в парке аттракционов (Сочи-парк), в дендрарии, в Красной поляне. Ездил по сочинским олимпийским объектам. Ходил на экскурсию по РЖД.

В день отъезда у сына был день рождения. Как он потом рассказывал, ему говорили комплиментов больше, чем за всю предыдущую жизнь.

Данила жил в двухместном номере, причем его сосед приехал позже дней на 10 - с заключительного этапа другой олимпиады. Среди нетривиального - в комнатах были сейфы, кто-то из ребят хранил там пакетики сока, утащенные из столовой (что запрещалось). Поддержание ребятами порядка проверялось, Данила с гордостью показывал фотографию «экрана чистоты» со сплошными «десятками» за первые четыре дня.

Теперь о технических моментах. Процедура попадания была не простой, но она подробно описана на сайте и у нас сработала без проблем. Надо было зарегистрироваться, подать заявку на апрельскую смену, получить подтверждение о принятии, подписать заявление на прием ребенка в Центр и согласие с условиями пребывания ребенка. Сканы подписанных документов послали по электронной почте, а оригиналы отдали ребенку с собой.

Еще надо было согласиться или отказаться от программы «Первый лед» - занятия на коньках. Я бы не против, но папа наш резко возражал, что вот ребенок получит травму тяжелую и вместо олимпиады будет куковать в больнице, а мне придется к нему спешно ехать. В принципе, у ребенка была неудачная травма колена, только в прошлом году сняли диагноз, так что я не стала настаивать.
Кстати, при регистрации надо было указать размеры ребенка и размер его ноги. Это было нужно для подбора ему футболки и толстовки (привез с собой и носит) и коньков (они так и не покатались).

Надо было оформить медицинскую карту по форме №159/у-02 - это форма для лагерей «Орленок» и «Океан», берется не позднее чем за 10-14 дней до смены. В нашей поликлинике с ней врачи не были знакомы, но мы ее распечатали с сайта «Сириуса», заполнили ее нам по данным последней диспансеризации, выдали еще на всякий случай ксерокопии этой самой диспансеризации, прививки за всю жизнь, анализы разные, включая анализы на энтеробиоз для бассейна, справку об эпидокружении.
В принципе, может быть, и не обязательно было все это тащить, но мы, исходя из соображения «больше бумаги...», решили перестраховаться.

Для нас поездку организовывал наш областной Минобразования, мы регулярно получали рассылки с информацией, область выделила сопровождающего для ребят (он потом вел там занятия), который собирал ребят в аэропорту и вез их до «Сириуса».

На сайте «Сириуса» висит объявление, что теперь перелет для ребят бесплатный, кстати, вообще пребывание там и, скажем, экскурсии - все бесплатно. От нашего города ехали двое ребят, поэтому мы скооперировались с другими родителями и разделили поездки - они везли их в аэропорт, мы забирали оттуда. Доехали туда и обратно благополучно.

Когда Данила заехал (где-то в середине дня, т.е. практически сразу), нам пришла смс-ка, что он заселился. Когда поехал обратно, то тоже пришла, правда уже вечером. Еще на сайте было написано, что если не получается связаться с ребенком, то можно круглосуточно позвонить по телефону, начинающемуся с 800, сотрудники службы свяжутся с ответственным за ребёнка вожатым и перезвонят.

https://www.сайт/2017-06-18/kak_otpravit_rebenka_v_sirius_razyasneniya_сайт

Путинский лицей

Как отправить ребенка в «Сириус»? Разъясняем и инструктируем

Образовательному центру «Сириус» в Сочи нет и трех лет, но сегодня он на слуху у многих родителей — особенно сейчас, когда важно, чтобы дети хорошо и в то же время с пользой провели летние каникулы. сайт рассказывает, почему «Сириус» называют «путинским лицеем», и правда ли, что «простым» детям туда не попасть?

Что такое «Сириус»?

Это образовательный центр, работающий в Сочи в круглогодичном режиме с конца 2014 года. Ежемесячно в «Сириус» приезжают 600 детей в возрасте 10-17 лет. Их пребывание рассчитано на 24 дня и для детей абсолютно бесплатно, как и дорога из любого региона страны до Сочи и обратно. Кроме того, в «Сириусе» предусмотрены образовательные программы и для взрослых: речь идет о педагогах, которые хотят повысить свою квалификацию. Их каждый месяц в центр приезжает более ста человек.

Обучение детей проводят ведущие учителя из школ с различным «уклоном»: физико-математических, химико-биологических, спортивных. Занятия также проводят приглашенные «звезды», но речь идет представителях высокого искусства: академической музыки, классического балета, живописи. Все это позволяет детям сосредоточиться на тех сферах, в которых у них проявляются особые способности. Ну, и поскольку речь все-таки идет о школьниках, никто не отменял их обязанность осваивать общеобразовательную программу среди учебного года.

Так все-таки, это про учебу или про отдых?

Конечно, больше про первое, чем про второе. «Сириус» — это образовательный центр. Но вместе с учебным материалом дети получают здесь комплекс оздоровительных процедур. Еще им готовят различные экскурсии, творческие встречи, культурные и спортивные мероприятия — словом, тот самый рекреационно-познавательный досуг, который позволяет ребенку вполне неплохо отдохнуть. В конце концов, «Сириус» расположен не где-нибудь, а в Сочи! А если речь идет еще и о летних месяцах, когда у школьников законные каникулы, — и вовсе красота.

И как туда отправить своего ребенка?

Боимся, что многих наш ответ разочарует. В уставных документах «Сириуса» написано, что цель его работы — раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка детей, которые «проявили выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве».

Урок от президента: Путин объяснил школьнику, почему государство не поддерживает рубль

То есть, как пояснили в пресс-службе центра, чтобы стать участником образовательной программы в «Сириусе», нужно не просто обладать талантом в той или иной области знаний, в спорте или в виде искусств. Важно еще и быть участником различных творческих и научных конкурсов, предметных школьных олимпиад или спортивных соревнований. Причем очевидно, что чем выше уровень этих мероприятий, тем лучше.

То есть «Сириус» — место не для всех?

Да, это так. Нельзя просто взять и купить туда путевку на одну-две смены, как в обычный летний лагерь. Тем более что никакие путевки туда не продают в принципе — как уже было сказано, пребывание в центре бесплатное. Если ребенок не соответствует критериям отбора, в «Сириус» он не попадет.

А если мы все-таки попробуем?

На сайте «Сириуса» (кстати, надо заметить, что сайт действительно очень информативный и полезный) есть раздел с указанием критериев отбора . Что удобно, они приведены отдельно по каждому из направлений, в котором у ребенка могут быть таланты. Внимательно изучили раздел и считаете, что шансы есть? Тогда там же, на сайте, подавайте заявку . Каждую заявку рассматривает экспертный совет, который выносит решение на основании личных (или командных, если того требует спортивное направление) достижений ребенка. Если вам удастся убедить экспертов в одаренности будущего слушателя образовательного центра, то вскоре вы получите соответствующее уведомление вместе с дальнейшими инструкциями. На ожидание обычно уходит от 2 до 3 недель. Это срок от даты окончания приема заявок до того, как будет оглашено решение экспертного совета.

Пришел отказ...

Не отчаивайтесь! Во-первых, стоит попробовать снова — скажем, через год. А время использовать на то, чтобы пополнить «послужной список» тем, что действительно впечатлит экспертов. Во-вторых, есть очень хорошая новость: уже около 20 регионов изъявили желание создавать свои центры по модели «Сириуса», подписав соответствующие соглашения с фондом «Талант и успех», которым и был учрежден образовательный центр в Сочи.

Уральский центр «Сириус» для тысячи учеников могут построить на Шарташе

Это значит, что у многих детей, которые пока не смогут претендовать на учебу в самом «Сириусе», появляется шанс пройти аналогичные образовательные программы у себя в регионах. И, возможно, эти площадки станут для них трамплином для прыжка в Сочи.

Первое соглашение о создании регионального центра фонд подписал со Свердловской областью в декабре 2016-го, позже были подписаны аналогичные соглашения с Республикой Дагестан, Томской областью, Республикой Коми, Приморским краем, Ульяновской областью. Свердловский центр начнет работу уже в 2017 году, сейчас идет подготовка образовательных программ, кампуса, лабораторий. В «Сириусе» учатся педагоги из Екатеринбурга, которые потом будут работать с одаренными школьниками у себя в регионе.

Понятно. Ну, а Путин-то причем?

Президент России — инициатор создания «Сириуса» как еще одного постоянно действующего объекта на базе олимпийской инфраструктуры в Сочи, о чем, к слову, тоже упоминается на официальном сайте образовательного центра. Владимир Путин также возглавляет попечительский совет «Сириуса». Туда, помимо него, входит еще много людей, так или иначе ассоциируемых с главой государства. Например, президиумом попечительского совета руководит экс-министр образования, а ныне помощник президента Алексей Фурсенко. Членами совета являются Антон Вайно, Дмитрий Козак, Игорь Левитин, Виталий Мутко, Владимир Мединский и Сергей Ролдугин. Стоит ли удивляться, что «Сириус» работает при поддержке и координации со стороны Минобрнауки, Минспорта и Минкультуры?

Новости России

Россия

Нижегородским учителям платят надбавку в 1 рубль. Чиновники считают это нормальным

Танос, персонаж комиксов Marvel

Россия

В Google появилась Перчатка бесконечности, уничтожающая половину результатов поиска

Россия

На «Первом канале» запутанно объяснили отказ позвать в программу женщину как автоэксперта

Россия

Жители Магадана назвали свой город «отстоем», исправив надпись на баннере у въезда

Россия

Путин утвердил перечень показателей для оценки качества работы губернаторов

Россия

Трамп считает, что США, Россия и Китай должны избавиться от ядерного оружия

Россия

Сотрудник Amnesty International подал в суд на МТС из-за попытки взлома Telegram

Россия

В Казани застройщик строил библиотеку, а построил магазин

Образовательный центр «Сириус» (Сочи) появился не случайно. Президент РФ прекрасно понимает, что для экономического роста стране нужны молодые и талантливые ребята. Необходимо своевременно выявлять одаренных детей, создавать для них максимально комфортные условия, прикреплять к ним старших наставников. Для каждого такого ребенка должен быть разработан индивидуальный путь развития. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что в будущем эти талантливые ребята будут работать в своей стране, помогут решать разнообразные проблемы, будут своевременно предотвращать кризисные ситуации, возникающие в отечественной экономике.

Необходимость создания центра

Образовательный центр для талантливых ребят «Сириус» стал одним из пунктов масштабной государственной программы по поддержке талантливой молодежи России. Место для создания было выбрано неслучайно. После проведения в Сочи зимней олимпиады, осталась отличная инфраструктура. Уже на стадии возведения Олимпийского парка правительство продумывало последующую эксплуатацию возведенных спортивных площадок и зданий.

История появления центра

В 2014 году был создан фонд «Талант и успех», инициатором его появления стал Президент стран В. Путин. Самых талантливых и одаренных детей собрал именно образовательный центр «Сириус». Сочи считается настоящей кузницей молодых талантов. На базе олимпийских объектов для ребят созданы уникальные условия для индивидуального личностного роста, формирования командного духа, воспитания истинных патриотов великой России.

Особенности деятельности

Детский образовательный центр «Сириус» функционирует на основании устава Фонда. У Центра есть лицензия на проведение образовательной деятельности под руководством и при полной поддержке Министерства образования и науки РФ.

Как сами школьники оценивают образовательный центр «Сириус» (Сочи)? Отзывы свидетельствуют о том, что эта площадка для уникальных российских детей в полной мере оправдывает свое существование.

Основным предназначением этого удивительного «города умных детей» является ранняя диагностика одаренности, последующее развитие талантливых детей, помощь им в профессиональной ориентации.

Образовательный центр «Сириус» (Сочи) поддерживает школьников, которые, несмотря на свой юный возраст, уже продемонстрировали в спорте, искусстве, свои удивительные способности в естественно-научных дисциплинах, имеют определенные достижения в техническом творчестве.

Специфика работы образовательного центра

Отзывы ребят, которым посчастливилось попасть в образовательный центр «Сириус» (Сочи), подтверждают уникальность подобного проекта. Центр функционирует круглый год, причем все расходы по пребыванию в нем школьников на себя берет государство. Каждый месяц образовательный центр для одаренных детей «Сириус» принимает в своих стенах около 600 школьников в возрасте от 10 до 17 лет. Ребята приезжают в Сочи из разных уголков нашей страны, Уникальность проекта заключается в том, что в центре нет «случайных» детей. Все ребята уже имеют определенные достижения в своих отраслях знаний, проявили себя в спортивной либо творческой деятельности.

Организация учебного процесса

Для того чтобы талантливые школьники, приехавшие в центр с разных российских регионов, могла развиваться по индивидуальным образовательным траекториям, работают с ними лучшие тренеры, педагоги, музыканты, психологи страны.

У тренеров и преподавателей есть специальный отбор, множество критериев, которым они должны соответствовать. Преподаватели, приезжающие с ребятами, получают возможность пройти курсы повышения профессиональной квалификации, они не теряют в «Сириусе» время зря.

Что предлагает образовательный центр «Сириус»? Литературное творчество, исследования в области химии, академическую музыку, классический балет, изобразительное искусство, мастер-классы по разнообразным видам прикладного искусства, все это представлено в данном образовательном центре. Программа пребывания в центре рассчитана на четыре недели. Помимо занятий по основной специальности (направлению деятельности), для ребят проводят творческие встречи, организуют досуг, уделяют внимание оздоровительных процедурам.

Условия участия

Как попасть в «Сириус» - образовательный центр для одаренных и талантливых российских детей? Школьники, которые уже стали участниками этого уникального образовательного проекта, рассказывают, что никаких специальных олимпиад или конкурсов они не проходили. Заявку на участие подавали их преподаватели или тренера, от самих школьников требовать только предоставление грамот и дипломов, подтверждающих их победу на всероссийских и международных конференций, конкурсах, соревнованиях.

Основным условием подачи заявки является и наличие у ребенка российского гражданства. Возраст детей колеблется от 10 до 7 лет в зависимости от профиля. Например, смена «Наука» рассчитана на ребят с 12 до 16 лет. Направление «литературное творчество» предназначено для талантливых россиян от 14 до 17 лет.

Ребята рассказывают, каким мучительным было для них время ожидания результата, и как они были счастливы, узнав, что их пригласили на профильную смену.

Для того чтобы заполнить заявку на участие в определенной смене центра «Сириус», необходим определенный перечень документов. У ребенка должен быть СНИЛС (индивидуальный страховой номер лицевого счета).

Кроме того, обязательно отправляют вместе с заявкой сканы всех документов, что являются прямым подтверждением побед кандидата в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Такими документами могут быть копии грамот, дипломов, сертификатов.

Направления деятельности

К музыкантам предъявляют дополнительные требования. Вместе с заявкой должны быть отправлены видеозаписи, которые размещены в интернете не позднее чем за шесть месяцев до момента подачи документов.

Художники, мечтающие оказаться в центре «Сириус», отправляют до 10 фото своих произведений.

Спортсмены предоставляют протоколы спортивных достижений за последние два года. После того как будут подведены итоги отборочного тура, формируется список смены, и каждый участник лично извещается о том, что он будет приглашен на профильную смену в центр развития одаренных детей России.

Место расположения

Где находится «Сириус» - образовательный центр (Сочи). Адрес данного образовательного комплекса: Краснодарский край, Сочи, Олимпийский проспект, дом 40.

Добраться сюда можно на автобусе с железнодорожного вокзала либо с аэропорта.

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин

В центре «Сириус» планируется организовывать выставки, создавать экспериментальные лаборатории, а также использовать опыт «Московской электронной школы».

Правительство Москвы и образовательный фонд «Талант и успех» договорились о сотрудничестве в области информатизации образования. Соответствующее Соглашение подписали в Сочи Мэр Москвы Сергей Собянин и руководитель фонда Елена Шмелева. Церемония прошла в образовательном центре «Сириус», созданном фондом.

«Мы подписываем Соглашение о том, чтобы создать площадку “Смарт Сити” на базе “Сириуса” и совместно развивать технологии электронной школы», — сказал Сергей Собянин. По его словам, главное, что образовательный центр дает детям, — это мощный толчок для дальнейшего развития, стимул для того, чтобы быть успешным в современном мире.

«Москва сделает все возможное, чтобы помочь “Сириусу” развиваться, тем более что и москвичи участвуют активно в этом процессе. Около 2,5 тысячи москвичей приехали уже в “Сириус” для обучения», — добавил Сергей Собянин.

Лаборатории и классы

Документ предусматривает создание и использование информационных систем и ресурсов, сервисов и программного обеспечения для развития системы образования.

Взаимодействие будет заключаться в организации выставок, посвященных передовым информационным технологиям в области образования, в том числе выставки проектов «Смарт Сити», реализованных в различных отраслях городского хозяйства Москвы.

На базе образовательного центра будут созданы экспериментальные лаборатории и классы. Например, в лаборатории «Смарт Сити» по заказу Москвы будут разрабатываться и тестироваться новые электронные сервисы для решения реальных городских задач.

Кроме того, центр также будет использовать столичный опыт программы «Московская электронная школа» и иных информационных технологий.

Образовательный центр «Сириус»

Центр открыт в Сочи 1 сентября 2015 года на базе олимпийской инфраструктуры. Он основан фондом «Талант и успех» по инициативе Владимира Путина, который стал председателем его попечительского совета.

Специалисты «Сириуса» помогают развитию одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, добившихся успехов в техническом творчестве. Также центр способствует распространению лучших методик работы с талантами.

Ежемесячно в «Сириус» приезжают до 700 детей в возрасте 10-17 лет из различных регионов России. Обучение проводят ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, а также выдающиеся деятели российской науки, культуры и искусства. Образовательные программы рассчитаны на 24 дня и включают в себя как занятия по специальности, так и развивающий досуг, а в течение учебного года — общеобразовательные занятия.

Образовательные программы реализуются по трем основным направлениям:

— наука (математика, физика, химия, биология);

— спорт (фигурное катание, хоккей, шахматы);

— искусство: академическая музыка (фортепиано, струнные, духовые и ударные инструменты), хореография (балет, классический танец), живопись и литературное творчество.

Центр работает круглый год, а проезд и пребывание для учеников бесплатные. С начала работы обучение в нем прошли более 17 тысяч одаренных ребят из 85 субъектов Российской Федерации, в том числе 2398 детей из Москвы: из них 999 — по направлению «наука», 630 — «спорт» и 769 — «искусство».

Программы повышения квалификации прошли более трех тысяч педагогов и тренеров.

Выпускники «Сириуса» продолжают развивать свои таланты, обучаясь и взаимодействуя в цифровой среде «Сириус онлайн», участвуя в совместных проектах центра с ведущими вузами, академиями, спортивными федерациями и высокотехнологичными компаниями, а также получая гранты Президента России для талантливой молодежи.

На общем фоне снижения финансирования науки и образования в России ярко выделяется новый образовательный центр в Сочи, на который не жалеют ни ресурсов, ни времени крупные бизнесмены, ведущие университеты, педагоги и ученые страны. О нем рассказал ТрВ-Наука директор Центра педагогического мастерства . Беседовала Наталия Демина .

— История уже стала апокрифической. Рассказывают, что вы со Стасом Смирновым пришли на прием к президенту минут на 10−15, и вдруг он так заинтересовался вашим проектом, что вы полтора часа его обсуждали.

— Это байки. Любые интересные истории обрастают огромным количеством различных слухов.

— Как же тогда появился «Сириус», расскажите…

— Могу рассказать без каких-то красочных деталей. На самом деле это было идеей Владимира Владимировича.
Соавторы создания образовательного центра для одаренных детей «Сириус». Сочи, 19 июля 2016 года. С сайта kremlin.ru — Разве идея создать образовательный математический центр на месте одной из олимпийских гостиниц не ваша?

— Нет. Это лично идея президента. Он позвал нас со Стасом обсудить математическое образование. И у нас возникло ощущение, что есть понимание…

— Получается, есть две версии. Одна — идея «Сириуса» пошла от вас со Стасом. Вы придерживаетесь другой версии — это идея самого Путина.

— Да, это идея Владимира Владимировича. Ясно, что и у меня, и у Стаса было и есть много разных идей, которые мы высказываем, много чего делаем в области математического образования. Я думаю, что нас позвали именно потому, что наша деятельность легла в струю того, о чем думал В. В.

И действительно, в «Сириусе» очень клево. Какие-то недостатки есть, потому что всё только создается… Это же дети. Там не «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», но все-таки.

— «Артек» XXI века?

— Все-таки не «Артек». Основная идея «Сириуса» — учеба. «Артек» был больше отдыхом и развлечением, плюс были какие-то занятия. У нас учеба топовых школьников у первоклассных педагогов — исходный пункт. Естественно, мы стараемся туда впихнуть и какие-то культурные программы, и спорт, и экскурсии. Но надо понимать, что это — дополнение к главному. Организаторы «Сириуса» порой ведут своего рода войну с педагогами, ведь те готовы учить детей круглосуточно, и даже не отпускать их на обед и отдых.

— Вас позвали и сказали: «Хотим построить такой лагерь для математиков»?

— Да. С президентом мы пообсуждали, как идею можно реализовывать. Хочу подчеркнуть, что здесь не тот проект, когда говорят: «Вот, ребята, вам ресурсы и делайте, как хотите», В. В. в этом реально участвует.

— И сейчас участвует?

— Он является председателем попечительского совета нашего фонда «Талант и успех». И заседания совета не какая-то формальность. Это реальный содержательный разговор, продолжающийся иногда не один час, по абсолютной конкретике.

— Вы там обсуждаете проблемы ЖКХ?

— Какое ЖКХ?! Мы обсуждаем, как и что делать, причем часто это сочетается с разговорами с детьми, находящимися в «Сириусе». В. В. приезжает, общается с преподавателями, с детьми. Не для прессы, не для пиара, а просто так, расспрашивает их о жизни и учебе.

— Для него это похоже на Пушкинский лицей? Как при Александре I?

— Знаете, не знаю. Делается хорошее дело, и очень здорово, что оно делается. Причем его идея — совместить три стихии. Во-первых, математику и смежные с ней науки: физику, химию и биологию. Во-вторых, спорт. И в-третьих, культуру и искусство.

Идея «Сириуса» — объединить усилия и развиваться в тех областях, где Россия — лидер. Была и остается. Но не в том, чтобы поднимать области, где Россия не на первом месте. Например, футбол у нас не очень. Конечно, бывает, что сборная по хоккею проигрывает на мировых турнирах, но любой человек в мире скажет, что в России сильный хоккей. В этом году проиграли, а в следующем выиграют.

Точно так же математика. Можно долго рассуждать, что в математике стало хуже или, наоборот, улучшается. Но то, что Россия — ведущая математическая держава, никто не отрицает. Есть много российских математиков — пускай кто-то на Западе, кто-то в России, но они реально включены в математическую жизнь планеты, это факт.

Вы были в Дубне, на Летней математической школе. Так и «Сириус».

Очень важная история, что в областях лидерства России ребята получают возможность поучиться у топовых людей. А еще пообщаться друг с другом.

— То есть вы их перемешиваете? Каким образом?

— Здорово, когда будущий великий хоккеист знакомится с будущим великим математиком или на дискотеке замечательные фигуристки пытаются заставить танцевать наших физиков. Великие фигуристы делают программу «Первый лед» для математиков, ставят их на лед, учат кататься. Сергей Андрияка учит их рисовать. Когда Юрий Башмет играл на концертах, физики сбегались его послушать. Там, в «Сириусе», совершенно уникальная атмосфера. Его идея как бы дополняет идею СУНЦа (специализированный учебно-научный центр. — Ред. ). Идея СУНЦа — найти и переместить одаренного ребенка к месту учебы. «Сириус» же помогает развиваться образованию на местах.

— Как «Сириус» развивает образование на местах?

— Очень просто. Ребенок учится в своей школе. Приезжает в «Сириус» на какое-то время, там есть много

разных программ. Некоторые из них предусматривают приезд ребенка с педагогом. После окончания смены дети и учителя возвращаются домой, но потом могут вернуться на другие виды смен. Понятно, что мы не очень хотим, чтобы в «Сириусе» находились одни и те же дети, так как стремимся к большему охвату. Но если ребенок себя ярко проявляет, то он может вернуться на какой-то другой проект.

Мы создаем для талантливых детей новые возможные траектории их жизни. Мы понимаем, что не каждому одаренному ребенку стоит переходить в высококонкурентную школу. Точно так же, как сейчас в Москве у ребенка появились возможности не только перейти в топовую школу, но и продолжать заниматься в своей школе, ходить на кружки, посещать выездные сборы.

В «Сириусе» есть программа поддержки региональных математических кружков, в мае пройдет смена для матшкол. Топовые матшколы привозят какое-то количество своих учеников, в ту же смену приезжают учителя из математических школ следующего эшелона, из регионов, и они смотрят, как работают лучшие учителя, работают вместе с ними и учатся друг у друга. И потом они продолжают работать вместе.

Сейчас создается электронная среда, чтобы и дети, и педагоги не теряли связь с «Сириусом». Пока она только в стадии запуска. Да и сам «Сириус» работает в пилотном режиме. Ведь от идеи до запуска проекта прошло меньше года.

В каком-то смысле для меня «Сириус» — продолжение того, чем я занимаюсь всю жизнь. Сначала Московский центр непрерывного математического образования, а сейчас Центр педагогического мастерства. Кстати, ЦПМ, где мы сейчас находимся, за несколько лет добился многого. За последние годы 214 московских школ дали победителей и призеров олимпиад. Это в три раза больше, чем несколько лет назад. То есть обычные микрорайонные школы начинают давать возможность школьнику побеждать в олимпиадах. Конечно, топовые педагоги не свалились в обычные школы откуда-то с неба. Но педагоги этих школ начинают работать вместе с нами, обмениваться опытом и у них начинает получаться.

Там, где не хватает их собственных знаний или умений, они подключают нас и ведущие вузы, дети ездят на сборы, в летние школы. Ребенок учится, не вырываясь из своей среды. Ведь кому-то переход в топовую школу необходим, так как в своей ребенок на голову выше всех и «балду пинает»; здоровая конкуренция ему поможет. А другому, наоборот, нравится быть лидером, его там любят, ему там интереснее учиться. У детей могут быть совершенно разные траектории, и теперь у них появился выбор.

Так же и в России. У ребенка есть возможность приехать в СУНЦ, их в стране четыре: при Московском, Новосибирском университетах, Уральском и Северо-Восточном федеральных университетах. Интернат появился и в Санкт-Петербурге при физико-математическом лицее № 239.

Однако теперь можно продолжать учиться у себя, в своей среде, с любящими родителями, с друзьями, играть вечером в футбол и время от времени приезжать в «Сириус». И скоро начнет работать дистанционная поддержка, где ребенок может, вернувшись домой, продолжать общаться с ведущими математиками, биологами и др.

Сейчас мы активно запускаем направления «Биология» и «Химия». «Сириус» привлекает не только ведущих ученых, но и ведущие компании и вузы. Летом построены совершенно суперские, мирового уровня лаборатории. Ребята видят, что они нужны России, видят, куда потом можно пойти работать. Они видят успешных людей. Ведь если Перельмана любят показывать по телевизору, то Стаса Смирнова как-то особо нет, потому что вокруг него нет никаких сенсаций для желтой прессы.

— Он очень скромный человек.

— Во-первых, скромный. Во-вторых, прессе интересен негатив. Великий математик не взял приз в миллион долларов и ходит весь обросший -это интересно. А Смирнов не только талантливейший математик, но еще и успешный, хорошо выглядит, что по телевизору показывать не любят. Дети потом приезжают домой, рассказывают о впечатлениях. Кроме того, это, конечно, еще и мощный посыл для учителей, они понимают, что делают важное и нужное дело.

Год назад появился грант президента для студентов. 20 тыс. руб. в месяц на всё время обучения. И молодой человек понимает, что вот он съездил в «Сириус», потом выиграл Всероссийскую олимпиаду школьников, получил право на стипендию, соответственно, может совершенно спокойно учиться, а плюс к тому он уже познакомился с ведущими вузами, представителями инновационных компаний. Он понимает, что его талант нужен России.

— Если потом выпускник вуза поедет в аспирантуру Гарварда, ему там понравится и в Россию он уже не вернется, что Вы будете чувствовать? Вы заключаете с ним договор, что он должен отработать в России какое-то время?

— Конечно, это условие подачи гранта. В этой стипендии, так же как и в ряде стипендий в Европе, имеется условие, что если ты берешь деньги от государства или еще откуда-то, то берешь на себя обязательство проработать несколько лет в России. С моей точки зрения, это совершенно нормальная договоренность.

— А если он решит, что всё же хочет уехать, ему придется деньги обратно возвращать? Интересно, есть ли какая-то степень свободы?

— Когда стартовал проект?

— А когда вы разговаривали с Путиным?

— Примерно за полгода до этого.

— Как устроена смена в «Сириусе»?

— Типовая смена — 24 дня. Приезжает 200 человек по каждому направлению: спорт, искусство, наука.

— В потоке около 600 детей?

— Дети могут пересекаться, а могут и нет. У каждого направления свой график, не то что у всех сразу заезд с 1-го по 24-е. Плюс бывают более короткие смены или целевые. Например, там проходят сборы национальной команды, они в этом году проходили в «Сириусе», и не один раз, и я уверен, что золотые медали на международной олимпиаде в том числе и заслуга «Сириуса». Ребята были по нескольку раз в «Сириусе». Не только члены сборных, но и кандидаты.

— Физику и химию пока не берете?

— Физика началась в прошлом году. Химия и биология стартуют сейчас, потому что им нужны лаборатории. Под математику отель переоборудовать просто: доски повесил, аудитории сделал. Занятия по химии и биологии — отдельный процесс. Ребята находятся в очень хороших условиях, настоящий отель 4+, не потерявший своего класса. Адаптированный для детей, с особыми требованиями к технике безопасности. Двухместные номера. Бассейн открытый, закрытый, свой пляж, переданный «Сириусу».

— В каждом номере туалет-ванна, дети питаются в столовой со шведским столом?

— Ну конечно.

— Вы пытаетесь помочь людям, которые могли бы основать свои центры развития математического образования?

— Да. Они и так уже работают своими силами. Но, во-первых, у них появилась возможность передать свой опыт и показать своим ученикам лучшее. Чтобы съездить в Москву или Петербург с детьми, нужно найти деньги, а в «Сириусе» всё бесплатно. Там оплачивают всё: и дорогу, и проживание, и питание.

Одна из самых главных вещей — абсолютно честный и прозрачный отбор. В попечительском совете нашего фонда и в учредителях есть люди, которые за это отвечают в том числе и своей репутацией. Среди учредителей фонда «Талант и успех» по направлению наука — Станислав Смирнов и я. В экспертном совете — Максим Пратусевич, Назар Агаханов и другие. Если проводятся смены по результатам олимпиад, то дети приезжают именно по результатам олимпиад. Если проводится отбор, то мы посылаем наблюдателей, привозим работы, сами их проверяем.

— Но получается, что если вас не будет, то всё грохнется? Всё держится на личностях…

— Честная экспертиза строится на прозрачных принципах и честных независимых экспертах. Здесь Вы правы. Но это не значит, что всё держится на Ване Ященко или Стасе Смирнове. Найдем другого человека, не менее независимого, честного и прозрачного…

— А Вы самый главный по «Сириусу»?

— Нет. Я только один из учредителей.

— Кого можно назвать самым главным в «Сириусе», кроме Путина?

— Нет такого! В. В. предложил идею, а дальше наша задача — запустить жизнь на этой площадке. У нас не вертикальная структура. Выбираются лучшие люди в стране, которые приезжают проводить смены, двигают авторские проекты, они друг другу не конкуренты. Мы иногда делаем парные смены: например, 2007-я школа Москвы приезжает вместе с ФТШ из Санкт-Петербурга. Педагоги учат других педагогов, и такой обмен опытом очень важен.

Административно главной в «Сириусе», его директором является Елена Шмелёва. Яркий, совершенно фантастический человек, отдающая делу всю себя. Замдиректора по науке — Михаил Случ, мы его уговорили туда переехать.

В отличие от обычной школы, где директор определяет всё, основа здесь — запросы лучших учителей. Задача нашего экспертного попечительского совета — искать людей, которые готовы будут учить детей. Проходящей сейчас сменой по биологии руководил Сергей Лукьянов. Величайший ученый, биолог, лауреат Госпремии 2016 года, действительно суперъяркий человек.

— А зачем «Сириусу» нужен Сергей Ролдугин, получивший широкую известность в последнее время?

— Я политикой не занимаюсь. Меня не волнует то, что пишут газеты. Меня интересует, как люди делают дело. Я вижу, как отлично Сергей организует направление «Музыка», лично экспертирует записи ребят, приглашает в «Сириус» замечательных музыкантов. Не берусь оценивать это направление как специалист, я вижу его со стороны. Кстати, не знаю, есть ли запись на сайте «Сириуса», но один раз мы с С. Смирновым прочитали лекцию одновременно для отделений спорта, музыки и искусства. В два микрофона читали лекцию «Что такое математика». Было очень здорово.

— Часто ли рассказывают о «Сириусе» по центральным телеканалам?

— И Первый канал, и РТР, и газеты. Появление «Сириуса» важно для статуса учителей, которые работают по развитию талантов, в том числе в регионах. Ведь в Москве уже всё есть. Руководитель Департамента образования г. Москвы Исаак Калина и мэр Москвы Сергей Собянин поддерживают одаренных учителей, поддерживают школы, дают гранты за успехи в рейтинге школ, есть и целевая поддержка математических классов. Ее только что раздали по абсолютно объективным критериям, разработанным Московским математическим обществом и Ассоциацией учителей математики. Имеются четкие формулы, придуманные не чиновниками. В свое время работала комиссия, в которую входили академик РАН Виктор Васильев, Александр Музыкантский,

Александр Блинков, Борис Давидович и другие учителя математики, которые разработали критерии оценки, определили, сколько денег нужно на маткласс. И Москва дает гранты учителям, детям, но разные люди к этому по-разному относятся. Москва — единственный пока регион, который кроме олимпийских чемпионов еще дает деньги за победу на международных предметных олимпиадах школьников. По решению Сергея Собянина выданы гранты: 1 млн руб. за золото, 500 тыс. за серебро, 250 тыс. за бронзу. А в регионах, где нет такого внимания к развитию талантов, «Сириус» стал мощным посылом местным властям. У многих моих коллег были финансовые и прочие проблемы, приходилось искать деньги, чтобы ребята поехали на Всероссийскую олимпиаду.

— «Сириус» стал центром национальных олимпиад? Вы координируете олимпиады по математике?

— Нет-нет.

— Вы же сборы проводите. Получается, олимпиадникам нужно подлаживаться под ваши смены?

— Наоборот, мы работаем вместе по кандидатам в команду, подстраиваемся под график подготовки национальной команды. У нас кроме смен, развивающих конкретных детей, школы, кружки, поднимающих слабые регионы, есть отдельные потоки, посвященные национальным сборным. Эти потоки, естественно, выстраиваются вместе с тренерами сборных. Они говорят, когда и чему правильно учить этих детей. Можете спросить у Назара Агаханова, как теперь, благодаря «Сириусу» он может приглашать на сборы не какой-то узкий сегмент детей, а очень большой резерв 8−9-х классов, готовить мощную смену, что важно из регионов, и наконец ставить долгосрочную амбициозную задачу — догнать и перегнать Китай на математических олимпиадах.

С «Сириусом» у талантливого ребенка из региона появилась возможность развить способности. Обычно лучшие ребята появляются на Всероссийке только в 9-м классе. А для международного уровня это часто бывает просто поздно. А если у него не было рядом хорошего кружка, хорошей школы, в регионе не шла математическая жизнь, то уже слишком поздно.

Победители Олимпиады Эйлера, своего рода всероссийской олимпиады для 8-х классов, придуманной Игорем Рубановым (он, я и Назар Агаханов входим в ее координационный совет), приглашаются в «Сириус» во время заезда сборной по математике в качестве младшего отряда. Что дает возможность талантливому ребенку уравнять шансы.

«Сириус» значительно повышает шансы школьника из провинции на успех в олимпиаде. Но не выдирает детей из привычной среды. Не каждому талантливому ребенку хорошо в СУНЦе. Правильнее не собирать лучших в центре, а поднимать образование в регионах. Мы видим, как начинает подниматься математическая жизнь в Хабаровске или на Камчатке, в том числе и благодаря «Сириусу», после обучения в котором контакты не теряются. Дети знакомятся друг с другом, видят ярких ребят и то, что это не только математика, а еще и спорт.

— Нет ли опасения, что это прекрасная, но показуха? Мол, есть что посмотреть президенту и показать иностранцам. А в России так много проблем с наукой и образованием. Ситуация в «Сириусе» может быть очень хорошей, но с наукой и образованием в России всё сложно.

— Во-первых, не помню, чтобы в «Сириусе» был хотя бы один западный человек. Пиар никого не интересует, всех интересует дело. Второе: я вижу, какая движуха пошла сейчас в регионах, где вообще ничего нет. В ноябре прошла смена для Южного федерального округа и Северного Кавказа, такая уже была в прошлом году. Мы с большим трудом отбирали детей.

Кроме работы с топовыми детьми мы, в частности, проводим смены из регионов, где вообще не было ни одного призера олимпиад. Проводим на местах массовые математические мероприятия, отборочную олимпиаду, отбираем детей, они и их педагоги приезжают в «Сириус», возвращаются к себе, и в этих регионах начинается какая-то математическая жизнь.

Уже видно, как за год возродилась жизнь в куче регионов, где с математикой вообще было плохо. «Сириус» — это бесплатная возможность поехать поработать с топовыми преподавателями. Вы можете поговорить с Олегом Южаковым из Кургана или Леонидом Самойловым из Ульяновска. Это энтузиасты, у которых почти не было поддержки, и сейчас они ездят к нам в «Сириус» с детьми или преподавать, и к ним в регионах меняется отношение. Хорошо Игорю Соломоновичу Рубанову из Кирова, он самодостаточен, у него прекрасная работа, он задействован по максимуму. А, того же Южакова в Кургане никто до «Сириуса» не поддерживал.


Беседовала Наталия Демина


зав. кафедрой дискретной математики МФТИ, руководитель отдела теоретических и прикладных исследований «Яндекса»:

1, 2. Замечательных школьников собираем, место прекрасное, удается привлекать в него часто тех, кого иначе сложно привлечь. Бывают бюрократические проблемы, но они решаются.

3. Про оазис. Ну, математические центры всё же есть, и они активно живут во многих регионах. И школ много вне «Сириуса». Так что всё не так плохо.


астроном, лауреат премии «Просветитель»:

1, 2. Я был в «Сириусе» дважды, и мне там понравилось. Великолепный быт (гостиница хорошего европейского уровня), отличное питание (разнообразный шведский стол с «изысками»), удобные аудитории, хорошая библиотека открытого доступа, экзотическая природа (с одной стороны — горы, с другой — море), сильный подбор преподавателей (сказал бы — уникальный, но скромность мешает).

Думаю, большинство детей попадает в такие условия впервые. И это очень важно. Они выносят из «Сириуса» не только знания и навыки (там собираются не только юные интеллектуалы, но и спортсмены, и артисты), но, что еще важнее, — уважение к труду и таланту, представление об обстановке, в которой ты можешь полностью отдаться любимому делу, не думая о быте и прочих обстоятельствах жизни. Такой маленький коммунизм.

Для работы преподавателей условия тоже хорошие: современная оргтехника, компьютеры, проекторы, уютные аудитории. Для моих занятий даже нашлись вполне приличные телескопы. Персонал центра в целом благожелательный, но не всегда расторопный и организованный. Чувствуется, что для них это пока еще гостиница (главное, чтобы было чисто и сытно), а напряженная жизнь учебного центра до сих пор в новинку. Но привыкают и к этому. В целом проблемы с аудиториями и техникой разрешались быстро.


преподаватель математики, педагог южной математической смены (ноябрь 2016 года, направление «Наука»):

1. Я был в «Сириусе» уже дважды, но общий счет моих поездок в разные «детские научные смены» перевалил за четыре десятка, так что есть с чем сравнивать. В целом очень радует тщательная продуманность каких-то базовых вещей — быт, распорядок дня у детей, разумное сочетание занятий и отдыха.

Мне как математику очень приятно, что эта замечательная база не просто отдана для отдыха абы каких детей, а разделена между талантливыми представителями совершенно разных направлений — спортивных, творческих и научных. Здесь каждый ребенок — яркая индивидуальность, и особенно хорошо это проявляется, когда, например, «спортсмены» и «математики» в свободное время занимаются созданием собственных видеороликов под руководством замечательных педагогов направления «Искусство».

2. Безусловно, есть и какие-то недостатки. Организация любого серьезного дела никогда не обходится без ошибок, а публично ругать за ошибки нужно только тогда, когда организаторы не признают их и, следовательно, не способны исправить. Здесь это точно не так, поэтому о конкретике умолчу.

3. Слово «кризис» многозначно. Мне оно кажется уместным в медицинском значении — это такой момент, после которого состояние больного может либо резко улучшиться, либо резко ухудшиться. Да, сейчас образование уже вошло в фазу кризиса, ну или вот-вот в нее войдет, — что будет дальше, совершенно непонятно. Однако, как любил повторять за французами Лев Толстой, «делай, что должен, и будь что будет».

Секрет улучшения после кризиса всегда примерно одинаков: в кризис нужно не распылять силы, а концентрировать их.

Появление «Сириуса», на мой взгляд, способно стать точкой концентрации, которая в полной мере проявится потом. В советское время, о котором сейчас многие ностальгируют в том числе и из-за якобы хорошего образования, «сириусы» были невозможны, потому что лозунг «Всё лучшее — детям» подразумевал вкладывание сил исключительно в «артеки» для всех. Это не значит, что «артеки» заведомо хуже, просто «сириусов» у нас раньше не было. Более того, их, кажется, еще и нигде в мире не было. Насколько «Сириус» способен изменить общий ландшафт образовательных процессов, можно будет судить только через поколение.


руководитель сборной команды России на Международной математической олимпиаде:

1. Идея «Сириуса» и мне, и многим моим коллегам нравится, особенно в той части, которая касается работы с «отсталыми регионами» — в которых нет сильных преподавателей, способных «открывать и зажигать звездочки». Развитию математики в регионах напрямую это не поможет (нужна систематическая работа), а вот поддержке и возможному формированию успешной траектории одаренным детям из регионов — ДА.

2. Проблемы в основном связаны с «внутренним саботажем регионов» при отборе детей: на отборочную олимпиаду в «Сириус» местные чиновники приглашают нередко далеко не самых лучших детей (боятся, что они куда-нибудь уедут?). В чем-то их можно понять: в стране есть учебные заведения, порой пользующиеся поддержкой руководства региона, занимающиеся рекрутированием «легионеров», разрушая тем самым ростки работы с одаренными детьми в других регионах. Понятно, что «Сириус» как раз не занимается подобным бандитизмом — это противоречит его основной концепции поиска талантливых детей и их поддержки.

3. ВДНХ в области работы с талантами… Образовательный центр «Сириус» проходит период становления, и руководство фонда «Талант и Успех» ищет новые направления работы, старается расширить сферу деятельности «Сириуса». Иногда получаются не вполне удачные проекты, что может создать иллюзию показухи. Но правильные решения — закрепляются, неудачные идеи — отмирают. Центр вполне содержательно развивается.

Loading...Loading...