Что делать, когда грешу, наступая на те же грабли каждый раз? Верный способ не грешить Лучше всяких слов…

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Что делать, если у человека есть грехи, которые он осознает, но прекратить делать их не может? Если такой человек идет на Исповедь, то не будет ли это лицемерием: каяться в грехах, зная, что и далее будет снова так же грешить?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Исповедь часто сравнивают с лечением. Это действительно хорошее сравнение. Когда мы обращаемся к врачу за помощью? Когда болезнь уже прошла, или же когда чувствуем, что не можем от нее вылечиться?

В первом случае – обращение к врачу бессмысленно, а вот второй случай – как раз наш. Именно тогда и нужно идти, бежать на Исповедь, когда мы понимаем, что своими силами, ничего с нашими грехами поделать не можем. И в том, что человек это признает, нет никакого лицемерия.

По большому счету, никто не может дать гарантии, неповторения любого их наших грехов, ведь бывало же такое в жизни – совершаешь поступок, допускаешь мысль, испытываешь чувство, которых сам от себя не ожидал. Так как же мы можем быть уверены в том, что не повторим того или иного греха? И неужели теперь все наши исповеди лицемерны? Конечно, нет.

В исповеди важно отношение человека к греху – признание его постыдным, грязным. Важно и намерение человека – бороться с этим грехом, несмотря ни на что, даже на отсутствие сил.

Если то и другое в сердце есть – Исповедь настоящая. Ведь главное в борьбе с грехом – ввязаться в битву, пусть и безнадежную, потому что лучше быть побежденным в бою, чем сдавшимся без малейшего сопротивления.

Ощущение собственного бессилия перед грехами учит нас правильному отношению к Исповеди, как средству помощи в преодолении этого бессилия.

Ведь Исповедь – не монолог, Исповедь – Таинство, а значит, кроме внутренних переживаний человека, молитв и внешних действий священника, в ней есть еще и действие Бога.

Действие не только очищающее, но и укрепляющее. Надежда на то, что, с помощью Божией, и только с ней, возможно (рано или поздно – это уже другой вопрос) преодоление грехов, побуждает человека идти на Исповедь, даже если он предполагает, что не сможет оставить своего греха.

Так что, каяться нужно и в грехах, и в своем бессилии, а после Исповеди необходимо бороться с грехами, хоть минуту, час, два, день прожить без них, уж если падать, то, не без боя. И потом опять приносить покаяние. И так всю жизнь».

Читайте также похожие публикации:

Обсуждение: 7 комментариев

    Доброго и благословенного дня, батюшка! В моей жизни было по молодости одно событие. Когда нам с подругой было лет по 14, мы совершили такой поступок: звонили на стационарный телефон одной семье, молчали и бросали трубку. Дело было в том, что одна из нас была влюблена в мужчину, который был женат. Тогда, по молодости, это не осознавалось в полной мере. Конечно, по прошествии лет осознался грех, принесено Покаяние, Исповедь генеральная, воцерковление постепенное… А вот вопрос мучает меня один: что если та женщина прокляла? Ведь мы ее довели до того состояния, что у нее поднималось давление… Эта женщина была тещей того мужчины. Достоверно (что прокляла) мне это неизвестно, может быть, ничего такого она и не желала в наш адрес, и в мой, в частности… но дело в том, что я не могу создать семью, мне 36 лет, мужа у меня нет, я никогда не беременела, недостатка во внимании я не испытываю, но до серьезности не складывалось! Сейчас вот долгое время я вообще в одиночестве… и вот начиная анализировать всю свою жизнь, я вспоминаю и этот случай (хотя я исповедалась в нем, раскаялась!!), потом случай был, что моя родная бабушка тоже мне говорила неприятные и обидные слова (я в этой обиде своей тоже недавно покаялась на Исповеди!!)… но дело в том, что в моей жизни не меняется ничего в личном плане… Батюшка, пожалуйста, рассудите, посоветуйте, что я не так делаю, как мне быть, я молюсь, но надежда тает на создание семьи… В семье моего родного брата родился уже давно ребенок-инвалид, получается, продолжения рода не будет…. Мне одна воцерковленная девушка сказала, что по всему видно, что Господь не хочет продолжения рода, вот поэтому я решила посоветоваться с Вами, в чем моя ошибка еще, что исправить, чтобы Господь смилостивился? Спаси Господи!

    Ответить

    1. Здравствуйте, Елена!
      Грешно подозревать и клеветать на человека, который возможно Вам ничего плохого не желал. И грех думать плохое о человеке, даже если что-то и сделал — Бог ему Судья, не мы. Вы же покаялись, и теперь не на других надо смотреть, а на себя, на свои грехи и страсти. Какая же это молитва без надежды, с унынием, так нельзя. Молиться и просить Бога необходимо с верой в Его промысл. Господь знает, что нам полезно, и Господь желает спасения каждого человека.
      Божьей помощи Вам!

      Ответить

    Прошу ответа батюшки. Мне 45 лет, в венчанном браке, есть ребенок. Почти год назад случайно выяснила, что муж переписывается с другой женщиной. Когда спросила, что нам теперь делать, муж сказал, что надо развестись. Сначала плакала, обвиняла, просила, угрожала, но всегда натыкалась на каменное поведение мужа. Тогда и пришло мне в голову, что его околдовали. Стала искать в Интернете информацию о порчах, приворотах, привязках. Все «симптомы» совпали. Начала сама читать «отвязки от разлучниц», «заговоры на сохранение брака», «привязки мужа», жгла свечи и пр. (правда, никаких «черных приворотов» или чего-то из «черной магии» не делала, выбирала только «белую магию», без плохих слов; конечно, сейчас понимаю, что не бывает видов магии — все дело греховное; но в тот момент в смятении и желании все исправить не могла остановиться). Обращалась к женщине, которая читала надо мной и фото мужа молитвы, ездила к ней, потратила уйму денег. Начала звонить с разных сайтов разным экстрасенсам, тоже платно, чтобы рассказали мне, что случилось на самом деле. Все попытки выяснить у мужа, насколько это у него серьезно, не привели к результату — говорил, что не будет об этом говорить. Рыдала в машине по дороге на работу, спрашивала, Господи, за что мне это? И ответ пришел, как это бывает — в случайно услышанной проповеди отца Владимира Головина. Поняла, что я натворила в нашей семейной жизни: гордыня, эгоцентризм, нежелание идти на уступки, чрезмерная обидчивость и много другого. Стала все время слушать проповеди отца Владимира, отца Андрея Ткачева, и в только сейчас начала учиться быть женой по православным канонам. Начала молиться по соглашению акафистом Гурию, Самону и Авиве, 40 дней подряд читала акафист Святителю Николаю (брала благословение у батюшки). Наш духовный отец умер недавно, и я теперь неприкаянная, и спросить не у кого, как же мне дальше жить? По молитве Господь в очередной раз смилостивился надо мной, окаянной — с мужем стало налаживаться. Правда, не знаю, продолжает ли муж общение с этой женщиной… и поэтому до сих пор часто в нервной истерике звоню экстрасенсам и гадалкам… И на исповедь не могу никак прийти, потому что знаю, что снова буду звонить, когда мне в очередной раз покажется, что муж задерживается не на работе, не в тренажерном зале, а потому что с ней… Сама себя истерзала, не могу избавиться от подозрений и недоверия, и очень люблю мужа, и молюсь, и благодарю Господа за милость, что мы вместе… и не могу остановиться. Знаю, что надо просить епитимью у батюшки и отмаливать свой грех со всеми другими вкупе. Помогите, Христа ради! Подскажите, как избавиться от этой напасти и прийти к покаянию?!

    Ответить

    1. Здравствуйте, Мария!
      Никто за Вас это не сделает. Только Вы сами, если, конечно, искренне хотите, чтобы Бог был с Вами. Можно молиться, можно ходить в храм, и даже причащаться, но если мы маловерные и чуть что, сразу обращаемся к бесу, то человек остается один без Бога. Правильней даже будет сказать, не один, на место ангела светлого всегда придет дьявол. Один человек не остается. Господь сказал нельзя служить Богу и дьяволу. Или же одного оставишь или же одному будешь угождать. Так постоянно продолжаться не будет. То к Богу, то к дьяволу. Через грех идолослужения, дьявол погубит душу.
      Маловерие от малопознания, может быть, Вы элементарно не знаете, что Бог – это Творец всего, Бог это единственный Спаситель мира. Если Вы это понимаете хотя бы чуть-чуть, следующий Ваш шаг неотложная исповедь.
      С Богом!

      Ответить

    Спасибо большое за эту статью! Не иначе Господь меня направил к вам на сайт! Сейчас и пост соблюдаю и стараюсь по мере сил жить по Божьим законам! Но не знала идти ли на исповедь если не уверена, что смогу дальше не грешить в одном грехе! Не будет ли это лицемерие? А сейчас думаю, Господь примет моё раскаяние и укрепит на праведном пути. И может я поборю свой грех! Обязательно пойду на исповедь и причастие и попрошу помощи Божьей! Спасибо ещё раз! Храни вас Бог!

    Ответить

    1. Елена, добрый день!
      Желаем Вам помощи Божией в единственно правильном решении — идти на исповедь, каяться и испрашивать укрепление от Господа Бога в неповторимости сего греха.
      А вдруг, если снова получится сотворить сей грех, опять идите и опять кайтесь. Даже многие праведные люди греховно падали (и не однократно), но тут же, без промедления шли на Исповедь.
      Помоги Вам Господи!

      Ответить

    Действительно, как не прискорбно это осознавать, но на исповедях мы часто повторяем одни и те-же, содеянные нами грехи. Главное,- ОСОЗНАВАТЬ, что мы безсильны изменить себя без БОЖИЕЙ ПОМОЩИ! Главное — вверить свою собственную волю в ВОЛЮ Христа Иисуса (ибо только Он знает что такое — тленное ТЕЛО, в которое мы облеклись после грехопадения Евы и Адама. Только ИИСУС знает всю тяжесть и муку страданий телесных и душевных. Только Иисус был непогрешим и СВЯТ при жизни своей). Никого на земле живущего мы не вправе называть святым! Мы — простые люди. Мы паства Христова. Он — Есть Главный ПАСТЫРЬ (ВОЗГЛАВЛЯЮЩИЙ РУКОВОДИТЕЛЬ нашими жизнями со Пресвятым Своим Отцем Всевышним и Духом Святым). Он знает когда кому чего попустить — претерпеть епетимию. И когда кого вылечить — что происходит вследствии духовного роста.

    Исповедь — это не только перечень Богу противных, соделанных тобою дел. ЭТО ещё И ОСОЗНАНИЕ своего младенческого возраста (если это человек, начинающий своё восхождение до состояния мира в душе) (вспоминаем, как Господь даровал МИР СВОЙ апостолам, удостоившимся иметь ДАР ДУХА СВЯТАГО и передавать его иным Богу угодным людям.

    Ответить

Отвечает Денис Подорожный:

Здравствуйте,

Извините, что сразу не ответил на Ваш вопрос. Слишком был загружен, так что многие письма посетителей сайта оставались долго безответными. Сейчас же, сидя в аэропорту, пользуюсь окном во времени, и отвечаю на них. На ваше, хочу ответить достаточно развернуто, чтобы мой ответ мог послужить многим, оказавшимся в подобной ситуации.

Есть хорошее выражение: «Проигрывает тот, кто сдается», а в Писании сказано: «…семь раз упадет праведник, и встанет…»(Пр.24:16). Думаю, что сила праведности открывается не в том, что человек живет безошибочной жизнью, а в том, что всегда стремится к святости, и даже, если и упал, то делает все, чтобы подняться.

Апостол Павел писал: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет» (Фил.3:13-15).

Если он себя не считал достигшим, то, даже самый благочестивый верующий, должен быть способен увидеть в своей жизни еще не достигнутые высоты, и начать стремиться к ним.

Совершенство, говоря словами Павла, открывается не в безошибочности, а в неотступном стремлении двигаться вперед к познанию Бога, не отчаиваясь, не сдаваясь и не допуская усыпляющей самоудовлетворенности.

Хуже было бы с вами, если бы вы, делая неправильные вещи, не стыдились своего поведения. Наличие стыда и понимание своей неправоты перед Богом, это уже хороший знак, но на этом останавливаться ни в коем случае не надо.

И я, и большинство уверовавших во Христа, когда пришли к Господу, не сразу прорвались во всех сферах своей жизни. Порой приходится каяться и каяться за повторение собственных глупостей или слабостей. Способность же победить сферы, в которых мы особенно слабы, иногда приходит легко, по Божьей благодати, а иногда – посредством того, что, когда кажется, уже ничего не изменится, однажды, становится так противно от сделанных ошибок, что, наконец, появляется сила им противостоять.

Есть битвы, которые нам не даются легко и цена, которую мы платим за то, чтобы в них победить, делает победу особенно ценной.

Так что же делать, чтобы не наступать «на те же грабли»? Дам вам, и всем у кого подобная ситуация несколько советов:

1) Признайте свою слабость в этой сфере. Вы самостоятельно не можете победить ваш грех.

Некоторые христиане думают, что если они будут говорить: «Я – сильный!», то они станут сильны. Истина в том, что, говорить о силе неплохо, но важно не забывать, что сильны-то мы ВО ХРИСТЕ, и без Него мы не можем делать ничего (Иоанн.15:5). Даже когда, мы читаем апостола Павла и стараемся применить его слова к своей жизни, нам надо правильно расставлять акценты: «Все могу в УКРЕПЛЯЮЩЕМ меня ИИСУСЕ ХРИСТЕ» (Фил.4:13).

Если я такой сильный, то зачем меня укреплять? Воистину, победа над грехом начинается тогда только, когда мы признаем свою слабость. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные…»(Лук.5:31), сказал Иисус. Именно с признания собственной слабости, греховности и не способности самим разобраться с проблемой и грехом, у нас появляется смиренная готовность искать помощи у Бога, молиться, и, в случае необходимости, быть готовыми обратиться за советам к церковным служителям.

2) Назовите вещи своими именами. Грех – это не просто слабость или черта характера, - это беззаконие!

Когда мы маскируем наши грехи красивыми словами, подобно: «небольшая проблемка», «слабость характера», «дурная привычка» и т.д., то у нас не возникает ни желания, ни готовности, осмыслено и сокрушенно каяться в них. Получить прощение грехов, называя их «ошибками» или «проблемами» невозможно.

Увидьте в своей неправоте беззаконие, которое противно Богу. У нас появляется сила победить грех, если в наших глазах «проблемка» будет распознана, как настоящее беззаконие.

Поверьте, гораздо легче бороться с врагами (читай – грехами), которых мы ненавидим. Возненавидьте свой грех!

3) Исповедуйте свой грех и покайтесь

Понимать свою неправоту перед Богом – это половина дела. Вокруг нас живет множество людей, прекрасно понимающих, что делают зло, но при этом, на йоту не пытающихся изменить положение вещей. Молчание - золото только тогда, когда время молчать. Согрешивший царь Давид, признавался: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху» (Пс.31:3,4)

Господь дал нам уста, как ворота для нашего внутреннего человека, они показывают, чем мы уже наполнены, и влияют на то, что войдет в наше сердце. Открыв уста для признания себя грешником, мы открываем сердце для Божьего оправдания и освящения.

Именно поэтому, Давид, увидев, пагубность затворничества в своем грехе, признается: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: `исповедаю Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс.31:5)

Не мучайтесь в грехах и ошибках, откройте свое сердце Богу, исповедовав их пред Ним, и Он «будучи верен и праведен, простит … грехи … и очистит … от всякой неправды» (1 Иоанн. 1:9)

4) Обратитесь за помощью к служителю церкви.

Все грехи одинаково мерзки для Бога, но их серьезность, уровень влияния на нашу или чужую жизнь, порождаемые последствия делают их различными. Если, в случайно совершенном небольшом проступке, нам достаточно покаяться пред Богом и извиниться перед обиженным человеком, и мы знаем, что больше никогда так делать не будем, то в сферах серьезных беззаконий, или глубокой зависимости, или тупиковости ситуации, в одиночку нам преодолеть себя очень трудно.

Существует множество сфер, где, человек ищущий выхода, нуждается в исповедании греха не только перед Богом, но и перед Его представителем – Божьим слугой. Много раз я убеждался, что поддержка извне, готовность служителя выслушать человека, своевременный совет, молитва или ободрение, давали больший результат, чем многомесячные одиночные битвы человека с самим собой и своими проблемами.

«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного», мудро подметил взаимосвязь неисповеданного греха и болезни, апостол Иаков (Иак.5:16), рекомендовав нам не носить все в себе.

По данному вопросу, дам лишь совет, чтобы вы не торопились исповедовать свои грехи людям, неутвержденным, полным неверия, сплетникам или же тем, кто сам запутался в своей жизни, иначе, «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14).

5) Устраните из своей жизни все вещи, которые подталкивают или провоцируют данный грех.

Поверьте, не совсем разумно пытаться победить зависимость от алкоголя и продолжать ходить на пьяные вечеринки, поддерживая отношения с пьющими дружками, или же стараться победить похоть, но при этом, одним глазом посматривать грязные фильмы по кабельному телевидению и «ненароком» анонимно флиртовать в сайтах Интернет знакомств, сладострастно рассматривая фотографии девушек.

Псалмопевец сказал по этому поводу так: «Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю» (Пс.100:3-5). Апостол Павел подтверждает сказанное подобным образом: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор.15:33).

Грехи людей, порой напоминают некоторые убийственные болезнетворные бактерии: и те, и другие для своего стремительного развития нуждаются в благотворной среде обитания. Так устраните эту среду!

6) Молитесь и наполняйтесь словом Божьим.

Вряд ли у кого получалось изгнать тьму из пространства, и при этом, не заполнив его светом. Тьма уходит ровно в той мере, в которой приходит свет, и наша жизнь тому не исключение.

Наполняйте свое сердце Словом Божьим, пребывайте в молитве, и вы станете обнаруживать, что слабость и податливость ко греху, начнет сменяться силой и твердостью духа. В псалтыре указан совершенный рецепт пути к святой жизни: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11).

7) Наконец, не сдавайтесь, если вдруг вы споткнулись.

Как-то Эдвин Луис Коул, с которым Господь дал мне в свое время возможность, быть знакомым, сказал: «Чемпионы, это не те, кто никогда не проигрывали, а те, кто никогда не сдаются». Он был прав! Нет ни одного фигуриста, который никогда не падал, чемпионы фигурного катания на своих тренировках падали бесчисленное количество раз. Чем же они отличаются от тех, которые в выходные, раз в год, идут на каток, чтобы попробовать себя на коньках? Да тем, что, в отличие от простых любителей, не утруждающих себя тренировками, профессиональные фигуристы идут и идут вперед к высоким целям, НЕ БОЯСЬ, что споткнутся.

Лучше не падать и приложить следует к этому все старания, но если же, по какой-то причине, вы все же споткнулись, то самое худшее, что можно сделать, это посчитать свое падшее состояние собственной судьбой. Не делайте так!

Я скажу вам, что и в моей жизни был период, когда я падал и падал. Это не был один день или неделя. Всё то время стало для меня не только вехой испытаний для меня, но и для моих самых близких людей, которые готовы были мне сострадать, когда я падал, и радоваться, когда я поднимался.

Падая, каждый раз мне приходилось прилагать усилия, чтобы подняться, и я не могу сказать, что всегда это было легко. Тот период моей жизни помог мне сформироваться как человеку…

После этого были и другие, не менее серьезные испытания: мне приходилось учиться пользоваться ложкой, рисовать, самому застегивать свою одежду, но именно в этих

трудностях и поражениях, приходили те навыки, которые так сильно приходились мне позже, во взрослой жизни…

Улыбнулись? Верно, ведь это не только моя история, а каждого человека. Все, что мы достигаем лежит через путь временных поражений (конечно же, не умышленных), но не они делают нас победителями, а постоянное стремление встать и идти дальше.

Мне очень нравится мысль апостола Павла, сказавшего как-то: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим.14:4). Слышите? Бог СИЛЕН восставить его.

Так что не теряйте ни веры, ни надежды, ни любви к Господу, поднимайтесь и идите вперед, и только таким образом, вы сможете в один день написать мне свидетельство о том, КАК вы смогли победить проблемы своей жизни.

Всех вам благ! И победы!

Почему мы грешим?

Почему мы так часто делаем вещи, которых подчас даже не хотим делать?

Мы могли бы оправдывать себя тем, что мы люди. Что мы слабы, и Иисус это знает и снисходит к нам. Но почему-то все меньше получается. Оправдываться. Наверное потому, что все хуже получается различать грань между человеческой слабостью и сознательным грехом.

А по сути, любой грех, даже самый маленький, это ни что другое, как отречение от Бога, пусть даже самое незначительное. Это минута, день или час, которые мы проживаем без Него. Не потому, что не боимся ада – мы верим, что Он простит. Но потому, что не боимся прожить эти дни, месяцы или минуты без Него.

Как неверный муж или жена, согрешив, мы возвращаемся домой. Но наши сердца где-то в другом месте. Не потому, что мы не боимся разоблачений. И даже не потому, что так сильно нуждаемся в грехе. Просто потому, что не слишком сильно нуждаемся в святости…

Часто приходится слышать о том, что грех - это порой не столько преступление, не столько исполнение злого намерения, сколько ошибка… И порой во многом это так и есть. Мы не хотим грешить, мы устали грешить, нам надоело грешить, мы имеем твердое намерение не повторять прежних своих прегрешений. Но вот подбираются определенным образом обстоятельства, складывается ситуация, для нас искусительная, и мы падаем…

Отчего? Тут, наверное, всегда можно говорить о целом комплексе причин. И о греховных навыках, легко приобретаемых, но трудно изживаемых. И о слабоволии, отсутствии решимости противостоять своим страстям «даже до крови». И о маловерии, лишающем нас помощи Божией тогда, когда она нам всего необходимей. И об испорченности нашей природы, общей для людей удобопреклонности ко греху.

Но есть еще одна причина, отстоящая от прочих несколько особняком и более всего «ответственная» за грех как ошибку.

Почему мы грешим? Роджер Фостер Грех — это универсальная человеческая проблема. Мы все грешим. Но задумывались ли вы когда-нибудь, почему так получается? Почему мы не в состоянии принять обдуманное решение никогда больше не грешить и с этого момента во всем повиноваться Богу? Апостол Павел красноречиво выразил то смятение, которое овладевает нами, когда мы впадаем в грех: “Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю” (Рим. 7:15). Не каждый хочет грешить. Но грешит каждый. Почему же так получается? Почему мы так часто нарушаем установленные Богом стандарты и не оправдываем своих собственных ожиданий? Причина состоит в следующем Греческое слово, которое как правило переводится глаголом “грешить”, дословно означает “промахиваться, не попадать в цель” — т.е. нарушать нормы праведности, установленные для нас Богом. В этом же значении использует его Павел, когда жалуется на то, что “все согрешили и лишены славы Божией” (Рим. 3:23).

Ад - это обширное пространство, которое Бог специально оборудовал для мучения попавших туда грешников: сковородки с кипящим маслом, котлы, черти с вилами, неугасающий огонь… Короче - геенна огненная. Правда ли, что чем тяжелее грехи умершего человека, тем ужаснее страдания, которым подвергается его душа в аду после смерти?

В учении Церкви ни о каких сковородках речь не идет. Вот как пишет о причине гееннских страданий преподобный Исаак Сирин: «Говорю же, что мучимые в геенне поража-ются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! …Печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины, которое (в чем всякий согласен) дается всем вообще. Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается друг другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой.

У всех нас есть «любимые грехи», которые по какой-то причине мы не можем побороть. И когда мы теряем последнюю надежду и перестаем верить в то, что мы когда-нибудь сможем с ними справиться, где нам найти силы преодолеть нашу слабость?

Когда я служил на миссии полного дня в Южной Калифорнии, член Церкви, в течение четырнадцати лет отслуживший в призвании епископа, поделился со мной одним секретом: «У всех нас грехи сводятся к нескольким самым „любимым“». Это меня очень обеспокоило. Неужели Святые последних дней действительно «любят» какие-то грехи и сознательно повторяют их, несмотря на их пагубные последствия? Я подумал: «Нечестие никогда не было счастьем» (Алма 41:10).

Однако, я вскоре осознал, что большую часть жизни я совершаю один и тот же грех. Давайте начистоту – не все ли мы это делаем? И Библия, и Книга Мормона утверждают, что «все согрешили» (Римлянам 3:23), и «Все мы, как овцы, заблудились» (Мосия 14:6).

Как перестать грешить одними и теми же грехами?

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Что делать, если у человека есть грехи, которые он осознает, но прекратить делать их не может? Если такой человек идет на Исповедь, то не будет ли это лицемерием: каяться в грехах, зная, что и далее будет снова так же грешить?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Исповедь часто сравнивают с лечением. Это действительно хорошее сравнение. Когда мы обращаемся к врачу за помощью? Когда болезнь уже прошла, или же когда чувствуем, что не можем от нее вылечиться?

В первом случае – обращение к врачу бессмысленно, а вот второй случай – как раз наш. Именно тогда и нужно идти, бежать на Исповедь, когда мы понимаем, что своими силами, ничего с нашими грехами поделать не можем. И в том, что человек это признает, нет никакого лицемерия.

Протоиерей Александр Ильяшенко.

Протоиерей Александр Ильяшенко




Однако все-таки пошла в другую комнату.

Часто христианские церкви подвергаются различного рода осуждениям. Одно из самых острых звучит так: зачем мне нужна церковь, если там такие же грешники, как и все остальные?

“Вы приглашаете меня в церковь, но я знаю из ваших такого-то и такую-то. Они показали себя совсем не с христианской стороны. Что мне в церкви делать, если некоторые члены церкви хуже неверующих? Если Бог такой, каким Его представляют ваши члены, то такой Бог мне совсем не нужен”. Это обвинение, к сожалению, имеет под собой основание. Мне хотелось бы ответить на подобные вопросы. Но, для начала, поговорим о церкви.

Церковь создана Христом. Это не каменное, деревянное, или кирпичное строение. Церковь – это скорее духовная субстанция. Церковь нельзя измерить крепостью стен, богатством украшений и даже списком членов. Вечная церковь состоит из избранных и искупленных вечным Христом людей, которых Бог Отец сделал Своими детьми.

Почему христианин, понимающий благодать, при попадании в ситуацию, в которой перед ним стоит выбор согрешить или не согрешить, выбирает «не согрешить»? Есть по крайней мере три ответа на этот вопрос.

1. Человек, живущий по благодати, понимает, что у него теперь новая природа. Его тянет теперь не ко греху, а к святости.Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.

Прощает ли Бог, если мы совершаем один и тот же грех снова и снова?
Вопрос: Прощает ли Бог, если мы совершаем один и тот же грех снова и снова?

Ответ: Чтобы ответить на этот вопрос наилучшим образом, мы должны рассмотреть два убедительных отрывка из Священного Писания. Первый мы находим в книге Псалмов: «Как далек от заката восход – так удалил Он от нас наши грехи» (Псалом 102:12). Одним из самых эффективных приемов, который сатана применяет к христианам, заключается в том, чтобы убедить нас, что наши грехи на самом деле не прощены, несмотря на обещание Божьего Слова. Если мы искренне приняли Иисуса как своего Спасителя верой и все еще имеем неприятное ощущение относительно того, существует ли истинное прощение или нет, то можем подпасть под демоническую атаку. Демоны ненавидят, когда люди освобождаются из их рук, и пытаются посеять семена сомнения в наших умах относительно реальности нашего спасения.

Говорят потому что Дьявол искушает.Его задача завоевать как можно больше душ.И наши грехи помогают ему завоевать нашу душу.Т.е когда мы грешим,мы становимся ближе к нему и отдаляемся от Бога. ему только это и надо,что бы человек от Бога отдалился,чем дальше тем лучше У каждой души есть своя цена.Но не каждую душу можно купить. Души к примеру алкоголиков или наркоманов,завоевать очень легко,Такие души стоят мало.Т.е человек тем что он злоупотребляет алкоголем или употребляет наркотики,разрушает себя и этим самым совершает грех. Каждый человек создан по образу и подобию Бога.Дьявол хочет отомстить Богу через нас.Стать за счет нас сильнее.И действительно его власть сейчас довольно велика.Но в наших силах,не позволять ему расширить свое влияние.И начинать надо в первую очередь с себя Грешат все,потому что человек любой от природы не совершенен.Следовательно не грешить он не может. Смотря на все то что происходит,кажется что зло не победить и ему нет конца.

Лучше всяких слов…

«Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 3. 2)

Я хочу рассказать об одном случае, запомнившемся мне с молодости. Много лет назад я гостил у знакомых на даче. Семья хозяев была большая - пятеро взрослых детей, бабушка, необыкновенно мудрый человек высокой праведной жизни и внуки. Лето стояло жаркое, окна в доме были открыты, и вот в дом забежала белка. Дети и внуки стали за ней гоняться, перевернули все с ног на голову, а больше всех отличился один внучек. Но вот, наконец, белочка исчезла, все успокоились, и бедная бабушка в изнеможении прилегла отдохнуть.

Вдруг к ней подошел внучек, и шепотом произнес:
- Бабушка, а белочка - в той комнате, на кровати под одеялом…
Уставшая бабушка не выдержала и рассердилась на внука:
- Перестань выдумывать, оставь меня в покое. Белочка давно убежала, а я хочу отдохнуть!

Книга архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» состоит из двух частей - «Опыт построения исповеди по 10 заповедям» и «Опыт построения исповеди по заповедям блаженства».

Нынешней публикацием заканчиваем первую главу - грехи против четвертой, пятой, шестой, седьмой, восьмой, девятой и десятой заповедей.

Четвертая заповедь: Помни день субботний

«Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седмый – суббота Господу Богу твоему».

Евреям 10:26-27:

«Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, Но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.»

В первоапостольской церкви членов, согрешавших постоянно произвольными грехами, предавали анафеме, то есть проклятию и отлучали до пришествия Христа. Считалось, что эти грехи, при условии раскаяния, будут прощены Богом в день суда.
Евреям 6:4-6
» Ибо невозможно- однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, И отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему»
Речь здесь говорится о «верующих людях» ПОСТОЯННО ДЕЛАЮЩИХ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ГРЕХИ.
Таких людей нельзя обновлять покаянием!

Само слово «грех» в русском языке первоначально могло трактоваться как «ошибка», о чем свидетельствуют такие однокоренные слова, как «огреха», «погрешность». К слову, в других языках это слово имело похожее значение. В греческом это понятие обозначали словом ἁμάρτημα (ἁμαρτία), что вернее всего как «промах, провинность», а иудеи обозначали непреднамеренное прегрешение словом «хэт», что также можно перевести как «промах».

В современном обществе, если не брать в расчет религиозный аспект, понятие «греха» воспринимается как нарушение законов общественной морали, а также государственных законов. Таким образом, человек, соблюдающий законы общества, не совершающий преступлений, предусмотренных уголовным кодексом, не нарушающий светских моральных и этических норм, уже не грешит.

Несколько сложнее обстоит дело с религиозным понятием греха, ведь каждая религия трактует понятие греха по-своему.

Сознание греховности

Тем не менее люди зачастую чувствуют себя грешными, переживают из-за того, что живут неправильно, поступают несправедливо по отношению к другим. Жить с такими мыслями непросто. Но правда состоит в том, что ни один человек не может быть абсолютно хорош или безнадежно плох.

Если мучает сознание собственного несовершенства, можно попробовать решить эту проблему, работая с внутренним чувством вины, а также развивая собственную эмпатию. Перестав испытывать вину за то, в чем человек фактически не виноват, ему станет легче принять себя и поверить, что он не так уж плох, сделать собственную жизнь более радостной. А развитая эмпатия, т.е. способность чувствовать переживания и эмоции окружающих, умение поставить себя на место другого, понять, что он испытывает, когда с ним поступают тем или иным образом, поможет бережнее относиться к ближнему и не ранить его своими поступками, а значит, объективно стать лучше, т.е. перестать грешить.

Избавиться от чувства вины

Иногда чувство вины ошибочно путают с совестью, когда человек переживает за совершенные им неблаговидные поступки и стремится их исправить. Но чувство вины – это нечто другое. Это ощущение собственной ответственности за то, за что человек в принципе отвечать не может.

Работать с чувством вины нужно, и обычно процесс это длительный. Порой не обойтись без помощи специалиста-психолога. Начать его можно с осознания следующих важных принципов.

1. Каждый человек не похож на окружающих, и имеет право жить так, как подсказывает ему его совесть, разум, здравый смысл, религиозные убеждения, интуиция. Невозможно нравиться каждому, нереально стать хорошим для всех. Конечно, разумные компромиссы с окружающими – самый лучший выход из возможных конфликтных ситуаций, но уступки должны быть взаимными и не наносить вреда личности.

2. Не стоит позволять обвинять вас в том, за что вы не можете нести ответственность: в плохой погоде и напряженной международной обстановке, в том, что ребенок принес очередную «двойку», у мамы-пенсионерки суставы, а у начальника плохое настроение. Если вы чувствуете, что собеседник пытается сделать именно это, лучше просто уйти от общения, а решение важных вопросов перенести на потом.

3. Вы не несете ответственности за последствия своих поступков, о которых не могли предполагать. Так, вашей вины нет в том, что вы подарили маме туристическую путевку, а она, совершая эту поездку, сломала ногу.

4. Вы не виноваты в том, что живете богаче, комфортнее или счастливее, чем ваш родственник, друг или коллега (если, конечно, не добились этого за его счет). Если вы все же чувствуете себя виноватым по этому поводу, сделайте что-нибудь полезное для окружающих, не требуя от них благодарности: разбейте клумбу перед домом, помогите соседу погрузить вещи для переезда на дачу.

Чувство вины – это деструктивное состояние, способное привести человека к сознанию собственной неполноценности, поэтому начинать с ним работать необходимо как можно раньше.

Развивать эмпатию

Способность сопереживать другому, понимать, какие именно эмоции и чувства он испытывает, помогает понять природу этих чувств, а значит, если есть такая возможность, постараться сделать так, чтобы люди при общении с вами как минимум не испытывали отрицательных эмоций. Не это ли есть то, что в христианстве называется «любовь к ближнему»?

К эмпатии способны все психически здоровые люди и даже некоторые животные, но нет предела совершенству, и способность эту можно развивать на благо себе и окружающим.

1. Для начала научитесь четко определять, что именно переживает человек в конкретный момент времени. Замечайте изменения мимики, тембра голоса, жестикуляцию, положение тела.

2. Постарайтесь вжиться в его физическое состояние и почувствовать то же, что и он. Копируйте все подмеченные вами особенности изменений в его внешности в момент проживания какой-то эмоции и постарайтесь почувствовать то же, что и он.

3. Настроившись таким образом на эмоции собеседника, можно постараться вывести его из негативного эмоционального состояния, однако, это требует специальных навыков.

Для обычной жизни будет неплохо овладеть и первыми двумя уровнями эмпатии, и тогда появится куда больше шансов начать жить и действовать в согласии с окружающими и с самим собой. А это главное условие, чтобы не чувствовать себя грешником.

В богородичные праздники читается Евангелие от Луки (Лк. 10:38-42) о том, как Господь приходит в дом к Марфе и Марии, – такой привычный и знакомый отрывок, что знаешь его уже почти наизусть. И от этого как-то он уже давно не трогает сердце, ведь и так всё понятно же. Слышишь одну строчку и уже знаешь, какими будут следующие слова. И что Мария «благую часть избра», тоже давно известно.

Некоторые авторы, например библеист Илья Яковлевич Гриц, призывают читать Писание с распахнутым взглядом, как будто первый раз, с удивлением и попыткой расслышать, что именно сейчас отзывается. Читать медленно, вслушиваясь в каждое слово, размышляя, может быть, над каким-то стихом или даже одним словом, которое сегодня услышалось как особенно важное. Владыка Антоний Сурожский много об этом говорит. Эх, непростая задача – услышать что-то новое в таком старом и знакомом тексте.

Иисус в моей квартире?

«В то время вошел Иисус в одно селение». Вошел. Пришел Сам. Его, может быть, и не знали и не звали, как это нередко бывало, но Он приходит Сам. И приходит не только для красивой проповеди перед тысячами слушателей, а входит в быт, в обычную повседневную жизнь людей и просто поселяется (например, Мф. 4:13) с ними – живет в одном доме, ест за одним столом.

Если я вроде как верю, что Бог всегда рядом, могу ли я допустить, чтобы Иисус пришел в мой район и в мой дом? Если бы я была жительницей тех селений, какой была бы моя реакция на известие, что Он пришел в нашу деревню? Не знаю, как вы, а мне кажется, я первым делом бы растерялась и испугалась. И тогда вопрос, всё ли в порядке в моих отношениях с Богом, если я Его, как выясняется, первым делом боюсь. Конечно, мне было бы и дико интересно, и захотелось бы побежать на Него посмотреть, и, может быть, дотронуться (привет апостолу Фоме), а то глазам своим не верю. Но что дальше?

«Марфа приняла Его в дом свой». Кто-то Его не принял. Не всякого человека мы легко приглашаем в гости, впускаем в свое интимное пространство – в свой дом. Дом – место, где ты можешь быть собой, где не надо соблюдать приличия, где можно расслабиться, ходить в мятом халате, реветь или ругаться, хохотать до колик в животе или надуться и молчать. Не случайно мы нередко бываем очень приличными людьми с коллегами или друзьями, в обществе, на людях, и совершенно дикими и порой трудно выносимыми для близких у себя дома. До ма можно уже без купюр, как на душу легло. Конечно, дома бывают разные и всякие могут быть домашние традиции, но в целом всё же до ма мы без корсета и макияжа.

Марфа приняла Его в дом свой, впустила. Ей не удалось расслабиться, она много суетится, старается для гостей, но она Его приняла. Интересно, вот если честно, а я готова была бы впустить Христа в свой дом, в свою московскую хрущевскую квартиру? Пустить Его так близко? Пустить туда, где я не очень-то хороша и не всегда прилична? Быть с Ним не только когда я благочестиво стою в храме, то есть прихожу к Нему в Его дом, а когда я бываю злой и уставшей и мне ни до чего… Хотела бы я, чтобы Он жил со мной под одним потолком каждый день? Каково бы мне это было?

Не знаю, как вы, а я, похоже, не могу сказать уверенное «да». И это страшно. И чего тогда удивляться, что Бога в моей жизни так мало, если я сама не готова до конца впустить Его в свою жизнь? А с другой стороны, мне кажется, что если бы это было возможно, вот так просто жить с Иисусом вместе, ездить с Ним в набитом метро, ходить на работу, готовить еду, делать уборку и еще много чего делать вместе – всё время с Ним – то тогда и грешить было бы уже как-то некстати.

Злишься на толпу в метро, а рядом Иисус – и как-то всё сразу меняется. Достали тебя коллеги, а рядом Он – и это стало уже так неважно. Хочешь осудить соседку, а посмотришь на Него, как Он с тобой рядом и тоже смотрит на эту жуткую соседку с такой беспредельной любовью и к ней и ко мне, как ни странно, что уже не до осуждения становится. И это не волевое усилие, потому что, мол, я решил больше никого не осуждать, которое, как известно, ни к чему не приводит. Это сущностное изменение, преображение изнутри, потому что рядом – Он Сам. Не об этом ли писали Святые Отцы, когда говорили о памяти Божией непрестанной?

В отличие от меня, Марфа и Мария пустили Его к себе. И Марфа хлопочет, старается о большом угощении – как это понятно! Наверняка кто-то из нас повел бы себя так же. Но долго так не продержишься. Если пришли гости и ты вокруг них прыгаешь, то на сколько дней тебя хватит? На то они и гости… А если кто-то пришел надолго и теперь живет с тобой в доме? Рано или поздно он увидит тебя таким, какой ты есть, когда ты уже не стараешься угодить и предстаешь в своей распрекрасности, как есть. Иисус жил в каких-то домах, то есть был не просто гостем на день-два. Ел и спал под одной крышей. Каково было тем людям? Каково было бы мне?

Кто я без суеты?

В современном русском переводе РБО 40-й стих звучит так: «Марфа же была вся в хлопотах о большом угощении…». «Была вся в » – как это может быть важно, чтобы нам не быть полностью в чем-то, не быть полностью захваченными суетой и заботами, когда уже и меня-то нет, а есть только вот эти заботы. Трудно не «быть в», когда надо и то и это, надо думать о деньгах, о детях, о здоровье, о работе, да много о чем еще, и всё это ужасно важно и без меня пропадет и рухнет однозначно. И ведь это всё может отняться у нас в какой-то момент, в отличие от той благой части, которая не отнимется у Марии.

Не знаю, как вы, а я и помыслить не могу, чтобы что-то из того, о чем я суечусь и переживаю, когда-то исчезло или стало неважно, или ушло из-под моего контроля и стало существовать без моего влияния. Ведь это мои дела, мои проекты, мои друзья и т.д. И может быть, поэтому я так сильно вокруг них суечусь, что себя без них не представляю. Отними у меня это всё «мое», и что останется? Кто я тогда? Если я не преподаватель, не жена, не мать, не дочь, не друг, не хозяйка и т.д., то кто я? Кто я в своей обнаженности перед Богом? И существую ли я вообще в отрыве от того, что «мое», что я «имею»? Что в сухом остатке? Тяжелые вопросы, и мне о них думать не хочется, потому что трудно…

Марфа ведет себя, как бы мы сегодня сказали, без комплексов: прямо обращается к Гостю с жалобой на сестру и просьбой дать ей указание, чтобы та стала помогать, а не сидела без дела. Не обращается к Марии, а идет к третьему лицу, что само по себе не очень-то здорово. Интересно, что Господь не говорит ей, мол, что ты жалуешься на родственницу, пойди с ней сама разберись и что-то еще в этом духе, что было бы очень понятно в такой ситуации. Ну, я бы так сказала, наверно, на Его месте. Он обращается к ней лично и говорит о главном, то есть показывает ей правильную иерархию приоритетов.

А что Мария? «Сев у ног Господа, слушала слово Его». И всё. Больше ничего не делала . Странная такая… Ленивая? Нехозяйственная? Равнодушная? Возможно, Марфа подозревает ее в этом, и это тоже вполне понятно. Пришли гости, а она села и всё тут. Не заботится о ближнем – о своей сестре, не помогает. Не переживает, что о ней подумают, не старается хотя бы для приличия вести себя иначе. Не совсем нормальная какая-то. И как это важно нам иногда просто ничего не делать . Просто замолчать, сесть и слушать, как советовал владыка Антоний одной своей прихожанке. Просто позволить себе быть, а не действовать . Быть, а не суетиться. Слушать, а не тараторить. Сесть и замолчать, понимая, кто я и кто Ты…

Loading...Loading...