Система определения попадания мяча в теннисе 5. Теннис. Выбор сторон корта и подачи

Технология была разработана в 2001 году (прим.авт.‒ Разработки начались в 1999г. ) британскими инженерами-исследователями фирмы «Airplane-RADAR» Полом Хоккинс (Paul Hawkins ) и Дэвидом Шерри (David Sherry ) (прим.авт.‒ Как правило, разработчиком системы упоминается только Хоккинс ), но вскоре была приобретена телекомпанией «Sunset + Vine » и названа "Hawk-Eye " ("Ястребиный глаз"). Первоначально система предназначалась для крикета (прим.авт.‒ Полом Хоккинс является страстным игроком в крикет ).

В январе 2006 года ITF опробовала электронную систему определения места приземления мяча в районе линий на Кубке Хопмана (Hopman Cup ). За шесть лет она прошла многочисленное количество тестов и отладок, в том числе и при разной скорости ветра, освещении корта и температуры. После чего, ITF , АТР и WTA разрешили её использование на своих турнирах. Официально "Hawk-Eye " была внедрена в том же году на турнире «NASDAQ-100 Open » (Ки-Бискейн, США), проводимом ATP и WTA (прим.авт.‒ Первым, кто на этом турнире воспользовался системой стала американка Джейми Джексон, которая 22 марта 2006г. в 1-м круге, играя против соотечественницы Эшли Харклроуд, в первом розыгрыше 2-го сета оспорила попадание мяча в аут после своего удара. Видеоповтор подтвердил правоту арбитра. "Я просто хотела стать первой", – на конференции пояснила теннисистка ).

Система "Ястребиный глаз" практически обеспечила безошибочность судейства при определении места приземления мяча и позволила снять психологическое напряжение во взаимоотношениях между игроками и судьями (вспомните инцидент между Сереной Уильямс и линейным судьёй на полуфинале «US Open-2009» ). Безусловно, ошибки судей неизбежны, так как человеческий глаз не всегда в состоянии воспринять, приземлился ли мяч близко к линии, или же задел её.

Подавляющее большинство теннисистов поддержало "Hawk-Eye ", понравилась она и зрителям – красивая компьютерная модель полёта мяча привлекала и стала своеобразным шоу для болельщиков.

Хочу вспомнить случай, произошедший в финале «Уимблдона-2007» между Роджером Федерером и Рафаэлем Надалем. В 4-м сете после удара Надаля судья на задней линии не зафиксировал "Аут". Федерер не согласился с решением судьи и попросил "челлендж" (прим.авт.‒ Challenge – с англ. оспаривание, что предполагает электронный просмотр следа мяча ). "Hawk-Eye ", которая впервые использовалась на «Уимблдоне», показала касание мяча линии в 1 мм (прим.авт.‒ Разработчики заявили о погрешности измерения ±3 мм. Реальное тестирование на «Уимблдоне-2007» установило ошибку ±3,6 мм и 100 процентную правильность установления аута ).

Обычно выдержанный, швейцарец долго возмущался, а на послематчевой конференции заявил о недоверии к "компьютерному арбитру".

Предлагаю просмотреть этот спорный игровой эпизод, снятый с экрана телевизора.

Казалось бы, что был аут, однако дело в том, что, во-первых телевизионная камера не под правильным углом производила трансляцию (не вдоль линии) и определить полный контакт мяча с поверхностью корта невозможно, во-вторых, мяч, в результате движения, на экране размыт (прим.авт.‒ Телевизионная частота кадров недостаточна для чёткого отображения летящего мяча ), что, также не позволяет установить точное место приземления мяча.

Этого недостатка лишена система "Hawk-Eye ", так как она воспроизводит на экране не "стоп-кадр", а компьютерную симуляцию следа мяча.

На следующем видео представлена подборка эпизодов в ATP-туре, когда миллиметры отделяли теннисистов от выигрыша или проигрыша очка.

Установка "Hawk-Eye" на одном корте стоит примерно 100 тысяч долларов плюс затраты на эксплуатацию. Пока только на одном турнире в Индиан-Уэллсе система установлена на всех кортах.

Принцип функционирования системы

  • Вокруг игровой площадки размещены цифровые камеры (6-10 шт.), отслеживая движения мяча со скоростью 60 кадров в секунду (стандарт телевизионного сигнала 24 кадр./сек). Их месторасположение позволяет фиксировать положение мяча под разными углами. Одни камеры отслеживают положение мяча в горизонтальной плоскости 2D (X, Y) : по длине и ширине, другие 2D (X, Z) – в горизонтальной (по длине) и вертикальной (по высоте) плоскостях.
  • Камеры передают двухмерное изображение на центральный компьютер, который способен в режиме "on-line" проводить до 1-го миллиарда математических операций.
  • Специализированная компьютерная программа синтезирует полученную информацию, моделируя вначале трёхмерное положение мяча 3D (X, Y, Z) , а затем и траекторию полёта мяча 4D (X, Y, Z, t) с учётом времени его перемещения. После чего, определяется место приземления мяча и рассчитывается деформация мяча (с учетом его упругости и жёсткости покрытия корта). Система принимает решение, попал мяч в игровое поле или нет. Графическое изображение выводится на большой плазменный экран, установленный на трибунах.

  • Систему обслуживают три технических специалиста, постоянно находящихся у компьютеров в специальном помещении. Вместе с ними в помещении находится судья, назначенный ITF , АТР или WTA (в зависимости от того в чей Календарь включён турнир). В его обязанности входит контролировать корректность работы системы и определение, какой именно отскок нужно проверить. Если компьютерная система правильно определила место и время отскока, то он даёт разрешение на посылку сигнала на экран, установленный на трибунах.

В 2007 году в матче 2-го круга «Australian Open» между Амели Моресмо и Ольгой Пучковой система дала сбой. После атаки российской теннисистки попадание мяча в корт было сомнительным и француженка решила взять "челлендж". На изображении, которое вывела "Hawk-eye", было видно, что мяч приземлился за линию. При этом система сделала вывод, что он попал в корт. Арбитру Керрилину Крамеру ничего не оставалось как повторить розыгрыш.

Процедура электронного просмотра

Если на турнирах используется система электронного просмотра, то во время матчей на кортах, где она установлена, должен применяться следующий порядок:

  • Игрок может попросить "челлендж" только после удара, завершившего розыгрыш очка, либо когда игрок (пара) прерывает розыгрыш очка (ответный рефлекторный удар допускается, но после него игрок должен немедленно остановиться). Это должно быть выполнено сразу же после удара (прим.авт.‒ Правила не регламентируют время, в течение которого игрок имеет возможность использовать своё право ). Однако, иногда можно наблюдать, как в спорных ситуациях некоторые игроки начинают умышленно затягивать принятие своего решения по поводу видеопросмотра. А иногда они визуально пытаются получить нелегальный совет у тренера. И этот процесс может занять не несколько секунд, а несколько минут. В таких случаях судье на вышке целесообразно предупредить игрока о его наказании в дальнейшем за затяжку времени и/или за подсказку тренера.
  • Судье на вышке принимает решение об использовании электронного просмотра, если существуют сомнения в правильности решения по попаданию или непопаданию мяча. В этом случае он объявляет: "Надаль оспаривает решение на правой задней линии. Был объявлен "Аут" " (Mr. Nadal is challenging the call on the right base line. The ball was called "out"). Если игрок неправ, судья объявляет: "Решение остается в силе. У Надаля осталось два запроса " (The call stands. Mr. Nadal has two challenges remaining).
    Судья на вышке может и отказать игроку в использовании "челленджера", если посчитает, что просьба игрока необоснованна или несвоевременна.
  • В парной игре игрок должен попросить об электронном просмотре таким образом, чтобы игра остановилась, либо так, чтобы судья на вышке остановил игру. Если к судье на вышке обращаются с просьбой проверить след, то он сначала должен установить, правильно ли был соблюдён порядок обращения. Если просьба была неоправданной или несвоевременной, то судья на вышке может квалифицировать её как умышленную помеху соперникам. В таком случае апеллирующая пара проигрывает очко.
  • Первоначальное решение или отмена решения (последнее решение, принятое до проверки) остаются в силе, если электронный просмотр не позволяет по какой-либо причине принять решение в этом случае.
  • Результат электронного просмотра будет являться окончательным решением судьи на вышке и обжалованию не подлежит.

Правилами число запросов неограниченно. Однако игрок имеет право только на три неверных запроса в течение сета. Во время тай-брейка каждый игрок получает одну дополнительную возможность. Неиспользованные попытки не переносятся на следующий сет.

Помимо тенниса и крикета система "Hawk-Eye " используется в снукерсе. Рассматривается вопрос её внедрения в футболе.

В 2011 году корпорация «Sony » купила английскую компанию «Hawk-Eye Innovations », занимающегося производством системы "Hawk-Eye ". Вице-президент «Sony Europe» Наоми Клаймер отметела, что "Ястребиный глаз" заслужила мировую репутацию. Один из изобретателей системы и исполнительный директор «Hawk-Eye Innovations » Пол Хоукинс заявил, что поглощение «Hawk-Eye Innovations » корпорацией «Sony » создаст "огромные возможности для всемирной спортивной индустрии".

Другие материалы по этой теме:


"Умный корт" – софт-продукт для игроков и тренеров

Электронное устройство «In / Out» – теннисный судья и статист

Устройство предназначено для использования в области спорта для обслуживания соревнований и позволяет повысить точность определения места падения мяча на площадку. В качестве датчиков используют трибоэлектрические датчики, выполненные в виде набора изолированных проводов. Провода расположены под поверхностью площадки параллельно линиям разметки. Сигнал датчиков формируется за счет электрического заряда, образующегося во время удара мяча о поверхность площадки при трении мяча о поверхность площадки. Все датчики соединены с блоком сбора сигналов, который соединен с блоком обработки сигналов, определяющим место падения мяча.

Изобретение относится к области спорта, а именно к техническим средствам для обслуживания соревнований. Изобретение может быть использовано для определения места падения мяча на площадку (попал мяч в игровое поле или вышел в аут) в таких играх, как теннис и волейбол, а также для аналогичных целей в других видах спорта. В большинстве случаев определение места падения мяча, а именно определение факта - попал мяч в игровое поле или вышел в аут, - производится судьей на основании собственного субъективного визуального ощущения или на основании субъективного визуального ощущения линейных арбитров. Согласно правилам игры в теннис (и волейбол) считается, что мяч попал в игровое поле, если хотя бы край мяча касается линии, ограничивающей игровое поле. Существенным недостатком работы судьи является его субъективность. Это особенно заметно при проведении матчей на кортах с искусственным покрытием, где мяч при падении практически не оставляет отпечатка на поверхности корта и нет возможности проверить правильность принятого судей решения. Зачастую это существенно влияет на весь ход матча, особенно при различном отношении игроков к правильности принятого судьей решения, и в итоге влияет на определение победителя матча. Известно устройство для определения места падения мяча на площадку при игре в теннис , основанное на использовании датчиков, реагирующих на затенение мячом световых пучков, расположенных вблизи линий подачи. Сигналы с датчиков через блок сбора сигналов поступают в блок обработки сигналов - компьютер. Компьютер анализирует сигналы и определяет, попал мяч в игровое поле (квадрат подачи) или вышел в аут. Аналогичное устройство в настоящее время используется в практике проведения соревнований для контроля линий подачи. К недостаткам этого устройства относится то, что его нельзя использовать для контроля других линий корта, так как сигнал затенения лучей может появиться не только от мяча, но и от ног теннисиста. Блок сбора сигналов и блок обработки сигналов являются существенной, но не определяющей частью этого и других подобных устройств. Определяющим является физический механизм получения сигнала и конструктивное исполнение датчиков. Блок сбора сигналов в настоящее время, как правило, строится на базе стандартных многоканальных аналого-цифровых преобразователей, а блок обработки сигналов (числовой обработки) - на базе компьютера. В принципе возможно (в том числе и для предлагаемого устройства) и другое техническое решение блока сбора сигналов и блока обработки сигналов на базе традиционных для электроники прошлых лет аналоговых схем. Известно устройство , основанное на использовании датчиков, выполненных в виде множества катушек, расположенных под поверхностью площадки вблизи линий, в сочетании с использованием специального мяча, содержащего металл или ферромагнитный материал. Датчики реагируют на возмущение мячом электромагнитного поля катушек. О применении устройства в практике соревнований неизвестно. Его основным недостатком является то, что для обеспечения работоспособности необходим специальный (нестандартный) мяч, который трудно изготовить в соответствии с существующими требованиями (по весу, высоте отскока и др.). Известно устройство , основанное на использовании системы неизолированных проводов, расположенных на поверхности корта рядом с линиями, параллельно этим линиям снаружи от них, в сочетании с специальным мячом, обладающим электропроводящей оболочкой. При падении мяч замыкает между собой два или более проводов. Сигналы от всех проводов собираются блоком сбора сигналов, соединенным с блоком обработки сигналов - компьютером, который выдает сигнал в случае "аута" и ничего не выдает в противном случае. О применении устройства в практике соревнований неизвестно. К его основным недостаткам относится то, что для его работы нужен специальный (нестандартный) мяч, который трудно изготовить в соответствии с существующими требованиями, и специальное (нестандартное) покрытие корта. Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является устройство для определения места падения мяча на площадку, состоящее из набора датчиков, блока сбора сигналов и блока обработки сигналов, при этом все датчики соединены с блоком сбора сигналов, который соединен с блоком обработки сигналов, определяющим место падения мяча (см. патент США 5908361, кл. G 08 В 5/00, 1999). Техническим результатом изобретения является повышение точности определения места падения мяча на площадку. Тем самым достигается повышение объективности судейства и объективности определения победителя матча. Указанный технический результат достигается тем, что в известном устройстве для определения места падения мяча на площадку, состоящем из набора датчиков, блока сбора сигналов и блока обработки сигналов, при этом все датчики соединены с блоком сбора сигналов, который соединен с блоком обработки сигналов, который определяет место падения мяча, согласно изобретению в качестве датчиков используют трибоэлектрические датчики, выполненные в виде набора изолированных проводов, расположенных под поверхностью площадки параллельно линиям разметки, при этом сигнал датчиков формируется за счет электрического заряда, образующегося во время удара мяча о поверхность площадки при трении мяча о поверхность площадки. Обработка сигналов, поступивших с датчиков, расположенных параллельно одной из линий, позволяет определить координату положения ближайшего к линии края мяча в направлении, перпендикулярном линии во время удара мяча о поверхность площадки, - именно это и требуется для определения факта: попал мяч в игровое поле или вышел в аут. Точность х определения "аута" определяется как расстоянием между соседними проводами а, так и расстоянием между проводами и поверхностью h. Как показывает опыт, при выбранном способе обработки сигналов х1/2(a 2 +h2) 1/2 . Поскольку каждая из величин а и h может быть выполнена достаточно малой (меньше) нескольких миллиметров, то это обеспечивает высокую точность определения места падения мяча на площадку (не хуже чем 2-4 мм), и тем самым обеспечивает определение победителя матча. Кроме того, достоинством устройства является то, что оно обеспечивает свою работоспособность при использовании всех видов мячей и все видов синтетического (искусственного) покрытия и не требует каких-либо изменений их общепринятых свойств. Использование устройства на естественном покрытии (грунтовом и травяном) также в принципе возможно, хотя при этом трудно расположить датчики близко к поверхности из-за низкой механической прочности покрытия, а увеличение расстояния между датчиком и поверхностью приводит к уменьшению точности измерений. СВЕДЕНИЯ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ Конструктивно устройство для определения места падения мяча в реализованном нами варианте устройства состоит из набора трибоэлектрических датчиков, выполненных в виде изолированных проводов диаметром d=0.8 мм (вместе с изоляцией), которые располагались непосредственно на поверхности бетонного пола под стандартным покрытием, используемым для теннисных кортов. Использовались покрытия различных фирм толщиной 2-6 мм. В принципе при изготовлении специальных покрытий провода можно располагать и внутри покрытия, на меньшем расстоянии от поверхности, что приводит к повышению точности определения места падения мяча. Расположение проводов на расстоянии от поверхности большем чем несколько сантиметров вряд ли целесообразно из-за уменьшения точности. Наличие проводов указанной толщины не влияет на отскок мяча от корта. В принципе можно использовать провода и другой (в том числе и меньшей) толщины, а также принять дополнительные меры по сглаживанию поверхности вблизи места расположения проводов, например, расположить их в углублении пола (глубиной, равной d) или нанести между проводами дополнительный слой какого-либо материала толщиной, равной d. Провода располагались параллельно линиям разметки с шагом 2 мм вблизи линий и 1 см вдали от линий. Общее число проводов было 32 для одной линии. Часть датчиков (8 шт.) располагалась на внутренней по отношению к линии стороне площадки, остальные - на наружной. В принципе расстояние между проводами может изменяться от долей миллиметра до нескольких сантиметров, в зависимости от необходимой точности определения места падения мяча. В принципе датчики можно расположить по всей площади игрового поля и всей площади вблизи него, но число обрабатываемых сигналов при этом значительно возрастет и это вряд ли целесообразно для обычных кортов. К тому же при падении мяча на площадку вдали от линий разметки место падения мяча очевидно всем участникам матча, включая судью и зрителей. Однако это может оказаться полезным при создании специальных тренировочных кортов, при игре на которых игрок будет знать (например, видеть на специальном табло) точные координаты места приземления мяча после любого удара. Каждый датчик (провод) присоединен к блоку сбора сигналов, выполненному в виде прибора, измеряющего напряжение. В качестве прибора, измеряющего напряжения, использовались стандартные промышленные многоканальные аналого-цифровые преобразователи (АЦП), соответственно 32 канала для одной линии. Нами были выбраны двенадцатиразрядные АЦП со встроенным программируемым усилителем, имеющим максимальный коэффициент усиления К=1000. Таким образом, система может регистрировать напряжения от 0.5 мкВ до 2 В. Блок сбора сигналов в свою очередь соединен с блоком обработки сигналов, выполненным в виде компьютера, который проводит обработку полученных данных и с помощью описанной ниже процедуры определяет место падения мяча. Работа устройства осуществляется следующим образом. При падении мяча на площадку вблизи линий на датчиках (проводах), расположенных вблизи места падения мяча, вследствие трибоэлектрического эффекта появляется электрический заряд, который в виде импульса напряжения U(t) регистрируется блоком сбора сигналов (АЦП). Величина напряжения равна U = R dQ/dt, (1) где R - входное сопротивление прибора, измеряющего напряжение (в нашем случае 10 6 Ом), Q - электрический заряд, появившийся на датчике, dQ/dt - скорость изменения заряда во времени. Поскольку при падении мяч существенным образом деформируется, импульсы напряжения могут возникать одновременно с нескольких рядом расположенных датчиков. Как показали эксперименты, длительность импульса составляет 1-3 мс в зависимости от типа используемого покрытия и, в меньшей степени, от типа используемого мяча. Амплитуда импульса может изменяться, но не более чем в 2-5 раз в зависимости от каждого из параметров: типа покрытия, типа мяча и его скорости. В нашем случае амплитуда импульсов изменялась в диапазоне от 10 -3 до 10 -1 В. Компьютер постоянно опрашивает все каналы АЦП. Интервал времени между опросами каждого канала (в нашем случае он составляет 50 мкс) должен быть значительно меньше чем длительность импульса. При превышении напряжения на каком-нибудь канале выше заданной пороговой амплитуды U п (критерии выбора этой величины описаны ниже) включается режим записи и все сигналы со всех каналов записываются в течение интервала времени, большего чем длительность импульса (мы использовали интервал 10 мс). Коэффициент усиления АЦП подбирается и фиксируется для каждого покрытия таким образом, чтобы устройство реагировало как на самый слабый удар, так и на самый сильный. Динамический диапазон выбранного АЦП (12 двоичных разрядов - 4*10 3) и диапазон коэффициента усиления (до 1000) достаточны для решения этой задачи. Полученные данные из блока сбора сигналов поступают в блок обработки сигналов. Блок обработки сигналов (компьютер) анализирует записанные данные (импульсы напряжения), поступившие от различных датчиков. Обработка данных, поступивших от каждой группы датчиков (32 датчика), расположенных параллельно одной из линий, производится раздельно. Обработка данных проводится следующим образом. Прежде всего определяется максимальная амплитуда поступивших импульсов М. Если амплитуда импульса с некоего датчика А>0.3 М, то считается, что сигнал с датчика есть, а если А<0.3 М, то считается, что сигнала с датчика нет. Наличие сигналов (А>0.3 М) с датчиков, расположенных с наружной стороны линий, и отсутствие сигналов (А<0.3 М) с датчиков, расположенных с внутренней стороны линий, свидетельствует о том, что мяч не попал в игровое поле (вышел в аут). На выходе блока обработки сигналов формируется звуковой и/или световой сигнал или сигнал иного вида, свидетельствующий о том, что мяч вышел в аут. При этом игра останавливается и работа устройства также останавливается. Поскольку сигналы записаны в компьютере, после остановки игры положение визуального образа области контакта мяча с поверхностью по отношению к линии может быть продемонстрировано судье, игрокам, зрителям на стадионе и телевизионной аудитории, таким образом обеспечивается возможность проверки результатов в случае сомнений. В случае, если мяч попал в игровое поле, никакого сигнала на выходе блока обработки сигналов не формируется и работа устройства продолжается в прежнем режиме. Возможно использование других критериев наличия и отсутствия сигнала и других алгоритмов обработки сигналов. Эксперименты показали, что выбор критерия в виде, указанном выше, обеспечивает точность определения положения ближайшего к линии края мяча на уровне 2-4 мм, что достаточно для практических применений. Аналогично строится обработка сигналов с линий, ограничивающих квадрат подачи (в случае игры в теннис, для волейбола этого нет). Датчики, контролирующие заданный квадрат подачи, включаются вручную (например, судьей) перед выполнением подачи и отключаются вручную или автоматически (например, по звуку удара мяча о корт) после выполнения подачи. Формально сигнал трибоэлектрических датчиков может возникать не только при ударе мяча, но и при движении ног игрока вблизи линии, что могло бы приводить к появлению ложных сигналов. Однако на практике эта проблема оказалась не столь существенной, так как амплитуда импульсов от игрока оказалась значительно (более чем на порядок) ниже чем от самого слабого удара мяча. Физическая причина этого состоит в том, что характерное время контакта ноги с кортом (составляющее даже при беге около 100 мс) по крайней мере в 30-100 раз больше чем время удара мяча о корт, соответственно скорость образования зарядов при трении оказывается более чем на порядок ниже, что и приводит в соответствии с выражением (1) к указанному выше различию в амплитудах сигналов. Проблема отделения ложных сигналов решается просто соответствующим выбором величины пороговой амплитуды U п, которая настраивается индивидуально для каждого типа покрытия таким образом, чтобы устройство реагировало на самый слабый удар мяча и не реагировало на игрока. Аналогично могут быть решены проблема определения места падения мяча при игре в волейбол и проблемы в других аналогичных играх, в которых попадание мяча или другого предмета в площадку, ограниченную линией, является критерием успеха. Возможно также использование устройства для определения координат места падения какого-либо предмета. Так, например с помощью этого устройства может быть решена проблема определения положения ноги спортсмена в момент отталкивания в соревнованиях по прыжкам в длину (есть заступ или нет). Возможно также использование этого устройства для определения дальности полета снаряда в соревнованиях по метанию молота, диска, копья и толканию ядра. Таким образом, предлагается устройство для определения места падения мяча на площадку. При этом достигается автоматическое и объективное определение с высокой точностью места падения мяча на площадку, допускающее проверку результатов в случае сомнений. Это повышает объективность судейства и объективность определения победителя матча. Устройство обеспечивает свою работоспособность при использовании всех видов мячей и всех видов покрытия и не требует каких-либо изменений их общепринятых свойств. Кроме того, существенно снижаются расходы на проведение соревнований, так как при использовании изобретения отпадает необходимость привлечения линейных арбитров. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 1. Патент США, US Patent 4,867,449, "Electrically operated line monitor for tennis", Carlton et al. 19.09.89. 2. Патент США, US Patent 4,664,376, "Line fault detector". Gray, 12.05.1987. 3. Патент США, US Patent 4,071,242, "Electrically conductive tennis ball", Supran, 31.01.1978.

Формула изобретения

Устройство для определения места падения мяча на площадку, состоящее из набора датчиков, блока сбора сигналов и блока обработки сигналов, при этом все датчики соединены с блоком сбора сигналов, который соединен с блоком обработки сигналов, который определяет место падения мяча, отличающееся тем, что в качестве датчиков используют трибоэлектрические датчики, выполненные в виде набора изолированных проводов, расположенных под поверхностью площадки параллельно линиям разметки, при этом сигнал датчиков формируется за счет электрического заряда, образующегося во время удара мяча о поверхность площадки при трении мяча о поверхность площадки.

34.1 Определение 34.1.1Ведение начинается , когда Игрок, получивший контроль над живым мячом на площадке, бросает, отбивает его в пол или катит его по полу и касается мяча опять, прежде, чем его коснется другой Игрок.Ведение заканчивается в тот момент, когда Игрок касается мяча одновременно двумя руками или допускает задержку мяча в одной или обеих руках. При ведении мяч может быть подброшен в воздух при условии, что мяч коснется пола раньше, чем Игрок снова коснется мяча своей рукой. Число шагов, которые Игрок может сделать, когда мяч не находится в контакте с его рукой, не ограничено. 34.1.2 Игрок, который случайно теряет, а затем восстанавливает контроль над живым мячом на площадке, считается совершившимслучайную потерю мяча. 34.1.3 Следующие действия не являются ведением:

    Последовательные броски в корзину противника.

    Случайная потеря мяча в начале или в конце ведения.

    Попытки установить контроль над мячом путем выбивания его из области расположения других Игроков.

    Выбивание мяча из-под контроля другого Игрока.

    Препятствование передаче и перехват мяча.

    Перебрасывание мяча из руки (рук) в руку (руки) и задержка его прежде, чем он коснется пола, при условии, что Игрок не совершает нарушения в передвижении с мячом.

34.2 Правило Игрок не должен вести мяч второй раз после того, как его первое ведение закончилось, если это только не происходит после потери контроля над живым мячом на площадке из-за:

    Броска по корзине,

    Касания мяча соперником, или

    Передачи или случайной потери мяча, который затем коснулся или которого касался другой Игрок.

35 Пробежка

35.1 Определение 35.1.1Пробежка - запрещенное перемещение одной или обеих ног в любом направлении, во время контроля живого мяча на площадке сверх ограничений, изложенных в этой статье. 35.1.2Поворот происходит, когда Игрок держит живой мяч на площадке и шагает один или несколько раз в любом направлении одной и той же ногой, в то время, как другая нога, называемая опорной, сохраняет свое место контакта с полом.35.2 Правило 35.2.1 Определение опорной ноги

    Игрок, который ловит мяч, когда обе ноги находятся на полу, может использовать любую ногу как опорную . В момент перемещения одной ноги,другая становится опорной.

    Игрок, который ловит мяч во время движения или ведения может остановиться следующим образом:

    • Если одна нога касается пола:

      • Эта нога становится опорной, как только другая нога касается пола.

        Игрок может выпрыгнуть с этой ноги и приземлиться на обе ноги одновременно. В этом случае ни та, ни другая нога не может быть опорной.

    • Если обе ноги не касаются пола и Игрок:

      • Приземляется на обе ноги одновременно, тогда любая нога может быть опорной. В момент отрыва одной ноги, другая становится опорной.

        Приземляется одной ногой вслед за другой, тогда первая нога, коснувшаяся пола, становится опорной ногой.

        Приземляется на одну ногу. Игрок может выпрыгнуть с этой ноги и приземлиться на обе ноги одновременно, после чего ни одна из ног не может быть опорной.

35.2.2 Передвижение с мячом

    После определения опорной ноги при условии контроля над живым мячом на площадке:

    • Опорная нога может быть поднята при передаче или броске в корзину, ноне может опять коснуться пола, пока мяч не будет выпущен из рук(-и),

      В начале ведения опорная нога не может быть смещена до того, как мяч не будет выпущен из рук(-и).

    После совершения остановки , когдани одна из ног не является опорной:

    • Одна или обе ноги могут быть подняты при передаче или броске в корзину, но не могут вновь касаться пола, пока мяч не будет выпущен из рук(-и).

      В начале ведения ни одна из ног не может быть оторвана от пола прежде, чем мяч не будет выпущен из рук(-и).

35.2.3 Игрок, падающий, лежащий или сидящий на полу Не является нарушением, когда Игрок , держа мяч, падает на пол, или лежа или сидя на полу, получает контроль над мячом. Если Игрок затем скользит, перекатывается, или пытается встать с мячом в руках -это нарушение .

Сегодня английская премьер-лига официально выберет систему определения гола и станет первым национальным чемпионатом, который внедрит высокие технологии в помощь арбитрам. Выбирать придется из четырех технологий, получивших лицензию ФИФА. Рассказываем о преимуществах и недостатках каждой из четырех систем.

GOALCONTROL («КОНТРОЛЬ МЯЧА»)

Производитель : Германия

Суть : 14 камер высокого качества устанавливаются под крышей по всему периметру стадиона. По 7 камер Изображение проецируется на 3D-картинку. Когда мяч пересекает линию ворот, арбитры в течение одной секунды получают вибрирующий сигнал и надписью «Гол» на специальные часы.

Преимущества : Возможность отображать виртуальную 3D-траекторию мяча на табло стадионов и телевидении. Высокое качество камер. Уже выбрана ФИФА как основная технология для Кубка конфедераций-2013 в Бразилии.

Недостатки : Дорогая технология. Не подходит для некоторых устаревших стадионов. Не ясно, как поведет себя система, если обзор мяча будет закрыт телами футболистов.

Как это выглядит:

HAWK-EYE («Ястребиный глаз»)

Производитель : Великобритания

Суть : Работает примерно так же, как GoalControl. За воротами и напротив боковых линий штрафной площади располагаются 6 камер высокого разрешения, фиксирующих происходящее на поле с частотой 500 кадров в секунду. С задержкой в 0,5 секунды на центральный компьютер передается 3D-изображение, на котором отслеживается полет мяча, фиксируется точка его соприкосновения с поверхностью. Моментально становится понятно, пересек мяч линию или нет. Затем сигнал поступает на наручный датчик или в наушник арбитра. Система работает безукоризненно при условии, что камеры видят хотя бы 25 процентов мяча.

Преимущества : Широко известный брэнд, технология применяется в теннисе. Система разработана еще в 2001 году и с тех пор неоднократно тестировалась и совершенствовалась. По мнению британской прессы, будет фаворитом в голосовании.

Недостатки : Дорогая технология. Не подходит для устаревших стадионов. Система может не сработать, если мяч закрыт от камер телами игроков.

Как это выглядит:

GOALREF («Гол-судья»)

Производитель : Германия

Суть : На штангах и перекладине устанавливаются специальные датчики, создающие магнитное поле на линии ворот. Когда мяч, в который вмонтированы 3 небольших датчика, пересекает линию ворот, на наручные часы арбитра поступает сигнал о взятии ворот.

Преимущества : Дешевая технология. Подходит для любого стадиона. Эффективность системы не зависит от того, закрывают ли игроки мяч от обзора.

Недостатки : Требуются специальные мячи с датчиками. От игроков на клубном чемпионате мира, где эта система тестировалась, поступали жалобы, что мячи для них непривычны. Отсутствие визуальной составляющей, которая дала бы зрителям возможность разобраться в спорном эпизоде.

Главным архитектором и хранителем Правил игры в теннис остается Международная теннисная федерация. Первоначально существовала идея сохранить форму корта в виде песочных часов, придуманную майором Уолтером Клоптоном Уингфилдом, считающимся одним из основателей игры вместе с присяжным проверенным майором Гарри Джемом. Длина корта составляла 23,5 м, ширина у задней линии - 9 м, ширина в середине - 7,2 м. Высота сетки по краям равнялась 1,5 м, в середине 1,2 м, квадраты подачи распространялись на 7,8 м от сетки. Как и в нескольких играх с ракетками, очки (до 15, чтобы выиграть гейм) присуждались только подающему.

Ко времени проведения первого Уимблдона комитет Всеанглийского клуба пошел на серьезные изменения: введение прямоугольной формы корта 23,77 м х 8,23 м), системы подсчета очков - как и принято сейчас. Кроме того, высота сетки в середине уменьшена до 97,5 см. В итоге к 1892 году высота сетки постепенно снизилась до 107 см, а в середине - 91,4 см. В 1880 году линия подачи была установлена на расстоянии 6,3 м от средней линии, в тот же год было введено переигрывания подачи. До этого мяч, коснувшийся сетки, но в остальном поданый правильно, оставался в игре.

Постоянные принадлежности корта

Большинство постоянных принадлежностей корта являются вполне очевидными - сетка, столбы и т.д., как указывается в правилах в теннисе. Однако не все знают, что их перечень выходит за пределы этих очевидных предметов. Например, постоянные или передвижные сиденья и те, кто их занимает: судья на вышке, судья у сетки, судьи на линии, - считаются постоянными принадлежностями корта. А также подающие мячи мальчики и девочки, на соответствующих местах. Поэтому если во время игры мяч попадет в кого-либо из них, розыгрыш очка продолжается. Подобным образом, если игрок столкнется с судьей у сетки, то это его вина, если он или она не сможет произвести удар ракеткой. На Уимблдоне в 1993 году имел место ярчайший случай, когда Крис Бейли на матчболе во втором круге с Гораном Иванишевичем рванулся вперед, чтобы отбить косой короткий мяч, и вместо того, чтобы перепрыгнуть судью на стуле, врезался в нее.

Об "ястребином глазе", электронной системы определения попадания мяча в корт, знают многие. Впервые система была применена в 2006 году на турнире NASDAQ-100.

Мяч должен иметь однородную ровную наружную поверхность, тканевая оболочка которой должна быть белого или желтого цвета. Если на ней имеются какие-то швы и они должны быть гладкими. Мячи желтого цвета были впервые использованы в середине 1970-х годов Мировым теннисным чемпионатом - базирующейся в Далласе организацией, которая начала действовать до Открытой Эры. Идея использовать желтые мячи вместо традиционных белых, которые применялись на Уимблдоне до 1986 года, родилась в результате появления цветных телевизоров, на экране которых этот цвет виден лучше.

Ракетка

Невероятно, но до 1976 года не существовало никак правил, регулирующих размер, вес, форму или материал, из которого изготавливается теннисная ракетка. Это был просто снаряд для удара по мячу. Можно было использовать даже крышку от канализационного люка.

Подающий и принимающи й

Многие задаются вопросом, когда смотрят парный матч: разрешается ли принимающему стоять в любом месте на своей половине корта в ожидании подачи? Ответ: Да. Аналогичным образом, при парной игре подающий и его партнер, если хотят, могут стоять на одной и той же стороне корта на своей половине; это носит название "австралийского расположения", потому что австралийские игроки стали применять его первыми несмотря даже на то, что это иногда приводит к тому, что мяч попадает в затылок партнера подающего. Спросите у Марка Вудфорда или Тодда Вудбриджа!

Выбор сторон корта и подачи

Выбор сторон корта и права быть подающим и принимающим в первом гейме определяется жребием (в наше время это монетка, но в те времена, когда использовались только деревянными ракетками, один из игроков вращал ракеткой, а другой угадывал, какой стороной вверх, гладкой или шершавой, она упадет). Игрок, выигравший жребий, может выбрать или обязать соперника выбрать подачу или прием подачи. Если один игрок выбирает подачу, то другой должен выбрать сторону корта, на которой будет играть в начале матча.

Зашаг

Это правило на протяжении лет менялось много раз, однако по прежнему вызывает много споров. Первоначально, в дополнении к пункту, говорящему о том, что подающий не имеет права изменять свою исходную позицию, указывалось, что подающий должен "сохранять контакт с землей", а также располагать ноги за задней линией. Теперь это правило звучит так: "Во время выполнения подачи подающий не имеет права изменять исходную позицию ходьбой или бегом, хотя при этом разрешаются незначительные движения ног. Подающий не имеет права касаться любой ногой задней линии или поверхности корта. Подающий не имеет права касаться любой ногой поверхности площадки, находящейся за воображаемого продолжения средней метки". С это времени увеличивается количество игроков, которые буквально подпрыгивают на 5-10 см от земли при подаче, часто наклоняясь вперед так, чтобы находиться на полпути к сетке. Звашаг является самым распространенным нарушением в теннисе.

Ошибка при подаче

Очень часто ошибка при подаче представляется очевидной - когда мяч не перелетает через сетку, приземляется за пределами линии подачи на стороне соперника, или не попадает по мячу при подаче. Но чего некоторые начинающие игроки не учитывают, так это того, что в то время как мяч остается в игре, если касается расличных постоянных принадлежностей корта, таких как столбы для сетки, во время розыгрыша очка, то если при подаче мяч до приземления касается их, это называется ошибкой. Исключение, если мяч при подаче задевает их, но попадает в квадрат подачи принимающего. В этом случае подача переигрывается. Кстати, выполнение подачи снизу считается абсолютно законным.

Loading...Loading...